Конспект непосредственно - образовательной деятельности
в подготовительной группе
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
(Мир природы)
Тема: Экологическая система «Лес»
Программное содержание:
1) Продолжать формировать обобщённые представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в экосистеме «лес», об условиях среды, к которым приспособились растения и животные (температура, освещённость, влажность). Показать роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы. Закрепить правила поведения в природе (в лесу: беречь лес от пожаров, не вырубать, садить молодые деревья взамен вырубленных и сгоревших и т. д.)
2) Продолжать учить самостоятельно использовать речевые формы: объяснительную речь, речь - доказательство. Упражнять детей в создании продуктов природоохранительной деятельности.
3) Гуманно относиться к живому: к растениям и животным. Стремиться создать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе.
Материал:
Панно, на котором изображён «Лес», в панно прорези для карточек с изображением объектов природы; карточки с изображением птиц, зверей, насекомых, ягод, цветов и грибов; модели «Цепочка питания»; панно с «мёртвым» лесом; иллюстрации с правилами поведения в лесу; листы для рисования, карандаши.
Мотивация:
Почтальон нам утром принёс посылку, хотите посмотреть, что в ней?
Воспитатель с детьми обнаруживает, что в посылке картина и загадка. Посылка от деда Лесовичка. Воспитатель предлагает отгадать загадку и показывает картину.
«Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём.»
Ход занятия:
1 часть.
Способ организации детей – стоя на ковре, перед ними мольберт с картиной.
- Посмотрите, ребята, картина не простая, в ней есть окошечки
- Что изображено на картине?
- А как назвать это одним словом? (лес).
- Назовите, какие деревья и кустарники растут в лесу? (вставляем деревья и кустарники в прорези).
- А что растёт в лесу кроме деревьев и кустарников?
- Какие травы растут в лесу, тенелюбивые или светолюбивые?
- Почему вы так думаете? (деревья закрывают и не дают много света).
- Какие условия для роста растений в лесу? (свет, влажно, тень, мало ветра, прохладно, не жарко).
- Кто сможет назвать эти травы и цветы? (ландыши, колокольчики, папоротник и т.д.).
Вставляем в прорези травы и цветы. Дети отвечают и «заселяют» животных, птиц.
- Что у нас получилось? Один большой «дом» (экосистема «лес»), в котором живут рядом растения и животные. Они не могут друг без друга. А почему не могут? Об этом мы поговорим после физминутки.
Физминутка
2 часть.
Способ организации детей - стоя у стола.
Дети рассматривают модели «Цепочки питания». Каждый объясняет свою модель.
Релаксация: «Путешествие в лес».
3 часть.
Способ организации детей: стоя около картины с изображением яркого солнца и «многоярусного» леса. Картинки-вкладыши.
- Что произойдёт с этим «домом» (экосистемой) если исчезнут кусты, деревья? Например, их вырубит человек? Дети: «Трава и цветы исчезнут!»
- Почему вы так думаете? (высохнут от солнца, так как эти растения тенелюбивые).
- А что произойдёт с насекомыми, почему?
Останутся ли птицы и звери? Что с ними произойдёт? Почему? (птицы питаются насекомыми или семенами, плодами растений. Им нечего станет есть. Звери тоже питаются либо плодами растений, либо птицами, мелкими зверями).
Убрали все картинки.
- А нужен ли лес человеку? Для чего?
Переворачивая картину, показываем «мёртвый» лес.
- Что произошло? Дети: «Исчез лес».
- Ребята, что нужно сделать чтобы лес не исчез? Как помочь лесу, чтобы он радовал нас, чтобы мы могли ходить в лес собирать грибы, ягоды, наслаждаться пением птиц, дышать свежим воздухом? (не разорять муравейники, не ломать ветки, не разорять птичьи гнёзда, не шуметь, не вырывать с корнем травы, цветы и грибы, не разжигать костры в лесу – беречь лес от пожаров, не вырубать, садить молодые деревья взамен вырубленных и сгоревших и т. д.)
Вывод: Ребята, в лесу всё взаимосвязано, одно без другого существовать не может. Если погибнет лес как экосистема, как дом для растений и животных, может погибнуть всё живое, и даже человек. Поэтому человек должен охранять, а не наносить вред природе.
4 часть.
Способ организации детей – сидя за столами:
Рассматривание иллюстраций с правилами поведения в лесу, с последующим рисованием.
Автор: Утленкова Ольга Владимировна
воспитатель первой категории
МАДОУ «Детский сад № 364»
г. Челябинск
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)