rainbow

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

в подготовительной группе

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(Мир природы)

Тема: Экологическая система «Лес»

 

Программное содержание:

1) Продолжать формировать обобщённые представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в экосистеме «лес», об условиях среды, к которым приспособились растения и животные (температура, освещённость, влажность). Показать роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы. Закрепить правила поведения в природе (в лесу: беречь лес от пожаров, не вырубать, садить молодые деревья взамен вырубленных и сгоревших и т. д.)

2) Продолжать учить самостоятельно использовать речевые формы: объяснительную речь, речь - доказательство. Упражнять детей в создании продуктов природоохранительной деятельности.

3) Гуманно относиться к живому: к растениям и животным. Стремиться создать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе.

Материал:

Панно, на котором изображён «Лес», в панно прорези для карточек с изображением объектов природы; карточки с изображением птиц, зверей, насекомых, ягод, цветов и грибов; модели «Цепочка питания»; панно с «мёртвым» лесом; иллюстрации с правилами поведения в лесу; листы для рисования, карандаши.

Мотивация:

Почтальон нам утром принёс посылку, хотите посмотреть, что в ней?

Воспитатель с детьми обнаруживает, что в посылке картина и загадка. Посылка от деда Лесовичка. Воспитатель предлагает отгадать загадку и показывает картину.

«Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт

Заходи в зелёный дом

Чудеса увидишь в нём.»

 

Ход занятия:

1 часть.

Способ организации детей – стоя на ковре, перед ними мольберт с картиной.

-  Посмотрите, ребята, картина не простая, в ней есть окошечки

- Что изображено на картине?

- А как назвать это одним словом? (лес).

- Назовите, какие деревья и кустарники растут в лесу? (вставляем деревья и кустарники в прорези).

- А что растёт в лесу кроме деревьев и кустарников?

- Какие травы растут в лесу, тенелюбивые или светолюбивые?

- Почему вы так думаете? (деревья закрывают и не дают много света).

- Какие условия для роста растений в лесу? (свет, влажно, тень, мало ветра, прохладно, не жарко).

- Кто сможет назвать эти травы и цветы? (ландыши, колокольчики, папоротник и т.д.).

Вставляем в прорези травы и цветы. Дети отвечают и «заселяют» животных, птиц.

- Что у нас получилось? Один большой «дом» (экосистема «лес»), в котором живут рядом растения и животные. Они не могут друг без друга. А почему не могут? Об этом мы поговорим после физминутки.

 Физминутка

 

 2 часть.

Способ организации детей - стоя у стола.

Дети рассматривают модели «Цепочки питания». Каждый объясняет свою модель.

Релаксация: «Путешествие в лес».

 

3 часть.

Способ организации детей: стоя около картины с изображением яркого солнца и «многоярусного» леса. Картинки-вкладыши.

- Что произойдёт с этим «домом» (экосистемой) если исчезнут кусты, деревья? Например, их вырубит человек? Дети: «Трава и цветы исчезнут!»

- Почему вы так думаете? (высохнут от солнца, так как эти растения тенелюбивые).

- А что произойдёт с насекомыми, почему?

Останутся ли птицы и звери? Что с ними произойдёт? Почему? (птицы питаются насекомыми или семенами, плодами растений. Им нечего станет есть. Звери тоже питаются либо плодами растений, либо птицами, мелкими зверями).

Убрали все картинки.

- А нужен ли лес человеку? Для чего?

Переворачивая картину, показываем «мёртвый» лес.

- Что произошло? Дети: «Исчез лес».

- Ребята, что нужно сделать чтобы лес не исчез? Как помочь лесу, чтобы он радовал нас, чтобы мы могли ходить в лес собирать грибы, ягоды, наслаждаться пением птиц, дышать свежим воздухом? (не разорять муравейники, не ломать ветки, не разорять птичьи гнёзда, не шуметь, не вырывать с корнем травы, цветы и грибы, не разжигать костры в лесу – беречь лес от пожаров, не вырубать, садить молодые деревья взамен вырубленных и сгоревших и т. д.)

Вывод: Ребята, в лесу всё взаимосвязано, одно без другого существовать не может. Если погибнет лес как экосистема, как дом для растений и животных, может погибнуть всё живое, и даже человек. Поэтому человек должен охранять, а не наносить вред природе.

 

4 часть.

Способ организации детей – сидя за столами:

Рассматривание иллюстраций с правилами поведения в лесу, с последующим рисованием.

 

Автор: Утленкова Ольга Владимировна

воспитатель первой категории

МАДОУ «Детский сад № 364»

г. Челябинск