rainbow

Психологическое сопровождение образовательного процесса:

подготовка воспитанников к обучению в школе

 

Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, так как у них недостаточно развита социальная, психологическая и эмоционально-волевая сфера личности.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятная окружающая атмосфера во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

По мнению А.Керна, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

К умственной области относится способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению.

Под эмоциональной зрелостью понимается эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детского коллектива, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

То есть на сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Таким образом, высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность обучения детей в школе.

Педагоги и психологи  ДОУ изыскивают более эффективные подходы организации воспитания и обучения, нацеленные на соответствие методов обучения требованиям существующих образовательных программ. 

Родители также начинают задумываться о том, с каким багажом знаний ребенок пойдет в школу. Взрослые желают, чтобы их дети были как можно более подготовленными к новому периоду жизни. В связи с этим у них возникают вопросы: «Какими знаниями, способностями и качествами  должен обладать ребенок?», «Что ждет его в первые школьные годы?», «Какие требования предъявляются к выпускнику детского сада, как к будущему первокласснику?», «Как лучше подготовить ребенка к школе?», «Что можно сделать в данной ситуации в рамках семьи и детского сада?». Переживания взрослых обоснованы, так как в современном мире предъявляются высокие требования к знаниям, способностям и качествам, которыми должен обладать первоклассник, а значит выпускник детского сада.

С целью решения данной проблемы, работа педагога-психолога МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида» по подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе ведется в двух направлениях: работа с воспитанниками и работа с родителями.

Работа с воспитанниками

В подготовительных группах в начале учебного года путем стандартизированных наблюдений и психодиагностического обследования изучается: уровень развития игровой деятельности у воспитанников (карта «Анализа игровой деятельности»); способность к произвольной регуляции действий, то есть регулятивную сферу детей («групповая экспресс-диагностика расстройства внимания при гиперактивности» из комплекта методик «ГОШа» [4]); эмоциональная сфера через личностные отношения, социальные эмоции и  ценностные ориентации (проективный тест «Домики», автор Орехова [5]); уровень знаний, умений и навыков в сфере пространственно-временных отношений у воспитанников (карта «Оценка особенностей развития воспитанников дошкольного возраста» [6] и  методике изучения пространственных отношений, авторов – Н.Я. Семаго, М.М. Семаго [1]). По итогам данной работы составляются групповые или индивидуальные занятия развивающе-коррекционной направленности с целью повышения успешности обучения и адаптации к началу систематического обучения в школе.

Затем один раз в неделю со всеми воспитанниками подготовительной группы проводятся подгрупповые развивающие занятия в форме ролевой игры «Школа» и выборочно индивидуальные занятия по антистрессовой программе «Волна» (компьютерная программа) Санкт-Петербурской фирмы «Амалтея».

Развивающие занятия в форме ролевой игры в школу – это один из самых распространенных и эффективных методов при соблюдении всех правил при подготовке к обучению в школе. Все занятия построены и направлены на возрастные особенности, присущие дошкольному возрасту, то есть через самооценку на основе производимого ими учета успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения взрослых формируется внутренняя позиция школьника. У ребенка появляется необходимость выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). Цикл развивающих занятий и направлен на формирование внутренней позиции школьника.

На этих занятиях преследовалась цель сформировать личностную готовность к обучению в школе через решение следующих задач:

1. Развитие воображения, мышления, образного представления, пространственных представлений.

2. Развитие  речи и мелкой моторики.

3. Обогащение словарного запаса.

4.  Развитие произвольной сферы и внимания.

5. Формирование внутренней позиции школьника и повышение уверенности.

Психолог на первом занятии с воспитанниками проводит короткую  беседу о том, «Что такое школа», «Как нужно вести себя в школе», «Что делают там дети»,  «Чем занимаются» и т.д. Затем психолог объясняет правила игры и сообщает, что учитель будет выбираться по жребию на каждом занятии, кто вытянет отличительный знак «учитель», тот и будет вести занятие. Даются два задания, поэтому определяются два учителя, а остальные ребята – ученики. Психолог сообщает, что вместо оценок, как в школе, «ученик» за правильно выполненное задание и за старание может получить «звездочку», а за самостоятельность, быстроту, правильность выполнения задания – «солнышко», накопив шесть звездочек можно их обменять на одно «солнышко», так как «солнышко» – это более высокая оценка. Учитель-воспитанник за свою работу тоже получает «звездочку», но за особо удачное выполнение роли психолог может дать «солнышко». Этот прием используется с целью стимулирования познавательной деятельности воспитанников разного уровня развития.

В начале и конце занятия дети раскрашивают по одной геометрической фигуре (на выбор треугольник, квадрат или круг) тем цветом, какое у него настроение. Перед этим детям объясняется, что если настроение веселое выбираются яркие красивые цвета (красный, желтый, зеленый), усталое (синий),  грустное  настроение (черным или коричневым). Эта процедура необходима, для того чтобы отследить эмоциональное состояние ребенка на протяжении одного занятия и последующие занятия корректировать с учетом детских эмоциональных потребностей.

Работу с родителями наиболее эффективно выстраивать, используя активные формы, например, тренинги.  В течение года желательно провести два-три тренинга. В конце тренинга раздаются памятки, например: «Возрастные нормы ребенка 6 лет», «Способы, методы, упражнения подготовки ребенка к обучению в школе», «Проблемы начинающего школьника», «Тест «Что я знаю о школе?» и другие.

В рамках преемственности между дошкольным учреждением  и школой в конце учебного года на итоговое ПМПк детского сада приглашаются школьный психолог начального звена и учителя начальных классов близлежащей школы, на котором передаются «Индивидуальные карты обследования особенностей развития выпускника детского сада» на всех выпускников, с целью информирования специалистов школы об особенностях выпускников, их успехах и трудностях, об эффективных приемах и способах взаимодействия с ними.

Описанная выше модель психолого-педагогического сопровождения позволяет повысить уровень готовности и воспитанников и их родителей. Взрослые и дети чувствуют себя более уверенно. Взрослые знают, как помочь ребенку в ситуациях, которые могут возникнуть при поступлении в школу. У детей формируется устойчивое желание идти в школу по причине проявления потребности достичь большего и узнать больше нового. Специалисты школы получают своевременную информацию о специфике черт характера, особенностях мотивационной, волевой, познавательной  и других сфер воспитанников.

 

Список литературы:

  1. Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./ Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М.  – М.: АРКТИ, 2003.
  2.  Замулина Л.В. Готовность к школе. – М/СПб.: АСТ Сова, 2005.
  3. Макаренко Т. Разрешить или запретить: о готовности детей к школьному обучению // Школьный психолог. № 23. 2003 .
  4.  Мельникова Н.Н.,  Полев Д.М. Методика диагностики готовности к обучению в школе «ГОШа». – Челябинск: Психологический центр ПСИХРОН, 2000.
  5.  Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб.: «Речь», 2002.
  6.  Прокофьева Г.А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004.

 

Автор: Дурнева Лариса Эдуардовна

педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида»

г. Великого Новгорода