rainbow

Экологический проект для детей старшего возраста

«Мы друзья природы»

 

Тип проекта: исследовательско–творческий

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети, родители

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Что мы можем сделать для сохранения природы?

Актуальность: Сложившаяся экологическая ситуация на Земле пагубно влияет, как на окружающую среду, так и на человека в целом. Поэтому данный проект нацелен на формирование экологического сознания и культуры воспитанников.

Цель проекта: Формирование основ экологической культуры у дошкольников и знакомство детей с безопасным поведением в природе.

Задачи проекта:

  • Расширять познания детей о животном и растительном мире, заинтересовать явлениями, происходящими в природе.
  • Помочь понять взаимосвязь природы и человека и почувствовать ответственность за свои действия в природе.
  • Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.
  • Познакомить детей с правилами поведения в опасных для них ситуациях (в лесу, на лугу, на водоёме), помочь убедиться в необходимости выполнения правил поведения на природе.
  • Воспитывать любовь к природе, желание беречь и охранять её, учить видеть красоту и неповторимость русской природы.

Формы и методы работы с детьми

  • Сотрудничество ребенка с воспитателем в развивающих занятиях
  • Игровая форма занятий
  • Ознакомление с художественной литературой
  • Выставки рисунков и поделок
  • Наглядная пропаганда
  • Викторины
  • Экскурсии, наблюдения
  • Экспериментирование
  • Игры: дидактические, словесные, настольные

Работа с родителями

  • Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)
  • Анкетирование с родителями, сбор информаций
  • Наглядная агитация: папки-передвижки по темам
  • Советы и рекомендации
  • «Экологическая выставка «Мусорная фантазия»

Итоговое мероприятие проекта:

Экологический праздник «В лес ходить – лес любить»

Ожидаемые результаты по проекту:

У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы, у них появятся знания, как нужно адекватно реагировать на опасные ситуации в природе.

Повысится экологическая культура родителей и педагогов, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Пополнится развивающая среда в группе.

План проекта

  •  Планета птиц. Мир рыб.
  •  Растения, цветы. Насекомые, пауки.
  •  Лес, грибы, ягоды. Планета зверей.
  •  Человек – часть природы.
  •  Итоговое мероприятие.

I этап

  • Постановка проблемы
  • Составление плана проекта
  • Подбор материала (иллюстративный, дидактический, литературный, для продуктивной и исследовательской деятельности детей)

Взаимодействие с родителями:

  • Презентация проекта на родительском собрании
  • Анкетирование
  • Информационный стенд «У нас проект!»

II этап

Реализация экологического проекта

Планета птиц.

Цели: формировать обобщенное представление о птицах; приучать самостоятельно делать выводы и на их основе составлять модели по охране птиц; воспитывать ответственность за жизнь птиц зимой; формировать у детей осознанное отношение к природе, и птицам в частности.

  • Рассматривание и чтение энциклопедий о птицах
  • Беседы о птицах, игры
  • Чтение рассказов, стихов о птицах, решение ребусов о птицах, пословицы и поговорки о птицах, загадки
  • Слушание аудиозаписей (голоса птиц)
  • Творческая мастерская «Птицы»
  • Изготовление кормушек для птиц, скворечников.

Мир рыб.

Цели: сформировать обобщенное представление о рыбах. Формировать у детей осознанное отношение к природе, охране водоемов; воспитывать ответственность за все живое на Земле.

  • Загадки, ребусы о рыбах, чтение рассказов о рыбах; беседы о рыбах
  • Рассматривание и чтение энциклопедий о рыбах; игры
  • Творческая мастерская «Рыбы»
  • Слушание аудиозаписей (шум моря) Изготовление дидактической игры «Рыбалка»

Растения, цветы. Насекомые, пауки.

Цели: Воспитывать бережное отношение к полевым цветам, развивать наблюдательность; развивать у детей представления о назначении Красной книги; бережное отношение к исчезающим видам растений.

Показать детям уязвимость насекомых, пауков; подчеркнуть взаимозависимость всех животных друг от друга; приучать детей самостоятельно делать выводы; способствовать формированию у детей осознанию правильного поведения в природе.

  • Рассматривание и чтение энциклопедической литературы о растениях, насекомых, пауках, игры
  • Экспериментирование
  • Загадки, беседы о растениях, насекомых
  • Наблюдения «Мы идем на луг»

Творческая мастерская «Цветы», «Насекомые»

Лес. Грибы. Ягоды.

Цели: Формировать у детей представления о лесе как о сообществе, экосистеме, о взаимосвязях лесных растений и животных с окружающей средой и друг с другом; познакомить с правилами поведения в лесу.

Познакомить детей с разнообразием и ролью грибов, ягод в природе, взаимосвязь с животными; формировать представления о необходимости их охраны, закладывать основы экологически грамотного и безопасного для здоровья самого ребенка поведения; познакомить с правилами сбора грибов.

  • Загадки, стихи о деревьях, о грибах, ягодах
  • Экологическая сказка «В лес ходить - лес любить»
  • Беседы о лесе, о грибах, ягодах
  • Природоохранные знаки
  • Звуки леса (аудиозаписи)
  • Игры, лабиринты
  • Помощь в благоустройстве территории д/с (субботник)

Планета зверей.

Цели: обобщить полученные представления детей о зверях; показать взаимосвязь и взаимозависимость зверей от природы; помочь детям делать выводы; формировать у детей осознанное отношение к природе.

  • Загадки о зверях
  • Стихи, пословицы, поговорки о зверях
  • Рассматривание  и чтение энциклопедий о разных зверях
  • Чтение художественной литературы
  • Игры, Лабиринты
  • Знакомство со зверями Красной книги
  • Изготовление моделей по охране зверей
  • Творческая мастерская «Животные»

Человек - часть природы

Цели: Развивать у детей понимание того, что планета Земля наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек часть природы. Сформировать представление о том, что на жизнь и здоровье человека влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

  • Просмотр слайдов «Наша планета»
  • Беседы: «Мы – защитники природы», Как помочь природе в городе», «Почему нужно убирать мусор», «Как сохранить почву», «Чистый город»
  • Выставка поделок «Мусорная фантазия»

Итоговое мероприятие проекта:

Экологический праздник «В лес ходить – лес любить»

Цели: Закреплять любовь к родной природе; формировать положительные эмоции, раскрывать творческие способности детей.

 

Автор: Четвертных Татьяна Валентиновна

воспитатель

ГБДОУ «Детский сад № 33 комбинированного вида»

Невского района города Санкт-Петербурга