rainbow

Консультация для воспитателей «Формы работы с детьми раннего возраста

по образовательной деятельности»

 

При организации образовательной деятельности детей 2-3 лет учитываем, что все формы работы основаны на предметно-манипулятивной деятельности, как ведущем виде деятельности детей раннего возраста. Предметно-манипулятивный вид деятельности для них – это путь к познанию окружающего мира и себя в нем. Образовательный процесс делится на три основополагающих аспекта:

  • непосредственно - образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и организованных мероприятий (совместная деятельность с воспитателем);
  • свободная деятельность воспитанников.

Непосредственно образовательную деятельность с детьми раннего возраста организуем по подгруппам. Проводим занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, рисованию, лепке (интегрированные). Музыкальные и физкультурные занятия проводят специалисты.

При подготовке к НОД подбираем игровые сюжеты («Украсим кукле платье к празднику», «Цыплята проголодались», нарисуем зернышки, «Вылепим ежику на день рождения яблоки» и др.). Используем стихи, потешки, песенки, загадки, пальчиковые игры, физкультминутки и, конечно, наглядный материал.

Играя с водой и песком в центре «Вода - песок», дети экспериментируют, знакомятся со свойствами воды и песка. Рассматривая предметы, трогая их на ощупь, определяем цвет, форму, размер, качество предметов (твердый – мягкий, легкий – тяжелый, гладкий - шероховатый). Проводя опыты, исследуем различные состояния воды, какие предметы тонут, какие нет, какие продукты растворяются в воде; наблюдаем за ростом лука и др.

Проводим экскурсии, знакомим малышей с трудом взрослых, работающих в ДО (медсестра, повар, воспитатель), также проводим экскурсии по территории детского сада, наблюдаем за листопадом, за насекомыми, за движущимся транспортом и т.д.

Большую радость детям доставляют праздники и развлечения. Подготовка к праздникам проводится в совместной деятельности с воспитателем, осуществляемой в ходе режимных моментов, на музыкальных занятиях. Дети с удовольствием принимают участие в этих мероприятиях, учатся соблюдать правила, уступать друг другу.

В образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах совместно с воспитателем, большую часть времени занимают игры с предметами, с составными и динамическими игрушками, дидактические игры, сюжетно–отобразительные, подвижные, пальчиковые, игры–инсценировки, конструкторские игры.

В предметно–игровой деятельности показываем детям правильные способы действий с предметами, поддерживаем познавательную активность, побуждаем к самостоятельности, при этом дети получают сенсорное развитие. Дидактические игры формируют у детей внимание, память, воображение, мышление.

Сюжетно–отобразительные игры являются подготовкой к собственно – ролевой игре.

Конструирование из различных материалов в раннем возрасте не предполагает конкретной цели. Переставляя и расставляя детали, ребенок как бы «случайно» строит заборчик, дорогу, лесенку и др.

Через режимные моменты (приемы пищи, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) формируем навыки самообслуживания, культурно–гигиенические навыки, приучаем к самостоятельности и опрятности, аккуратности; воспитываем элементарные навыки культурного поведения; учим доброжелательному отношению друг к другу, побуждаем к сочувствию и отзывчивости. При этом проводим игровые упражнения «Уложи куклу спать», «Оденем Катю на прогулку», «Покажем Кате, как вытирать руки» и т.д.

Чтение детям раннего возраста, рассказывание сказок, потешек, стихов воспитывает умение и желание слушать, способность к сопереживанию, обогащает словарный запас. Заучивание стихов, потешек способствует формированию эмоционального интеллекта, развивает память, активность, желание быть лучше. Слушание, пение песенок развивает слуховое восприятие, воспитывает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, выразительность.

Во второй половине года организуем просмотр театрализованных представлений.

Индивидуальную работу с детьми также проводим в совместной деятельности.

Для осуществления свободной деятельности воспитанников стараемся создать развивающее предметное пространство, чтобы оно обеспечивало реализацию всех возможных видов деятельности малыша:

  • игровую (игры с предметами, дидактические, отобразительные и др.);
  • продуктивную (конструирование, рисование лепка);
  • рассматривание книг, иллюстраций;
  • двигательную;
  • общение со сверстниками, со взрослыми;
  • уединение.

         Свободная деятельность способствует решению не только образовательных задач, но и помогает налаживать контакты между малышами, воспитывает умение играть рядом, не мешая друг другу, помогает возникновению дружеских взаимоотношений.

 

Автор: Бабарыкина Наталья Юрьевна

старший воспитатель

МДОУ «Детский сад № 296»

городского округа Самара