rainbow

Опыт работы по теме «Система закаливания в дошкольной образовательной организации как фактор укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

 

Сегодня реализуемый рамочный документ «Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования» направлен на  охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирование общей  культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических  качеств.

Проблемы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка находят свое разностороннее отражение в научных трудах (Е.А. Аркин, М.Н. Алиев, В.К. Велитиченко, С.М. Иванов, С.П. Кожин, К.Н. Способина, В.Л. Страковская и др.). При этом здоровье ребенка зависит не только от наследственных факторов и индивидуальных особенностей, чрезвычайно важными считаются оздоровительные меры воздействия на организм ребенка. Самой эффективной мерой считается закаливание детей в детском саду.

Закаливание организма можно определить как систему процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции, с целью её совершенствования.

Таким образом, закаливание в дошкольном возрасте нужно рассматривать, как важную составляющую, часть физического воспитания детей. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням, а также более эффективно осуществляется физическое развитие ребенка, укрепляется иммунитет. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Всех этих результатов можно добиться лишь при грамотном подходе к выполнению закаливающих процедур.

         Мы в своей работе используем следующие педагогические условия, способствующие сохранению и укреплению физического здоровья детей дошкольного возраста. К ним относятся:

         - модель физкультурно-оздоровительной среды в ДОУ, которая включает в себя:

         - физкультурно-спортивный уголок,

         - специально оборудованные площадки и помещения, позволяющие развивать двигательную активность детей и эффективно проводить физкультурную и профилактическую работу.

Физкультурно-оздоровительная среда носит развивающий характер, она разнообразна, динамична, трансформируемая, полифункциональная, безопасная, т.е. отвечает всем требованиям ФГОС ДО.

Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма. Закаливание не лечит, а предупреждает болезни, и в этом его важнейшая профилактическая роль.

         Закаливающие мероприятия осуществляются через принципы:

- систематичности,

- постепенности,

- комплексности,

- учета индивидуальных особенностей ребенка.

В основе закаливающих процедур лежит постепенное приучение организма к перемене различных температур. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. Закаливание в МБДОУ «ДС №73 г. Челябинска» во второй младшей группе осуществлялось через традиционные и нетрадиционные методы.

Здоровье каждого ребенка определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм. Нами был разработан и внедрен в практику закаливания комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий.

Целью комплекса является:

1. Осуществление охраны  и укрепления здоровья детей.

2. Привитие культурно – гигиенических навыков и воспитание потребности в здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.

3. Организация оптимального рационального двигательного режима,  регламентированной по интенсивности физической нагрузки, которая полностью удовлетворяет потребность детей в движениях, соответствует функциональным возможностям растущего организма и способствует укреплению здоровья детей.

         В данный комплекс были включены следующие мероприятия:

- утренняя гимнастика;

- физкультурные занятия;

- корригирующая гимнастика после сна;

- хождение босиком;

- полоскание полости рта;

- зрительная гимнастика;

- дыхательная гимнастика.

Эффективность закаливающих процедур зависит не только от работы воспитателя, но и от того как они поддерживаются в повседневной жизни ребенка в семье.

Для родителей были проведены родительские собрания с целью знакомства с разными методами закаливания, анкетирование и консультации для выбора видов закаливающих мероприятий в группе и выполнения их в домашних условиях, так как роль семьи в формировании, укреплении и сохранении здоровья велика. Ни один из навыков здорового образа жизни невозможно полностью сформировать без активной поддержки семьи. Невозможно воспитать ребенка без личного родительского примера.

Таким образом, в результате внедрения комплекса эффективность закаливающих процедур нашла свое отражение в практической деятельности детского сада, а также в работе с семьями воспитанников.

 

Автор: Кейлер Анна Ивановна

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №73 г. Челябинска»