Зима
Программное содержание
1. Конкретизировать и углубить представления о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние природы, особенности жизни домашних животных;
2. Учить устанавливать зависимость способов существования конкретных животных и растений от условий окружающей среды в зимнее время года;
3. Развивать связную речь, речь-доказательство, правильно строить предложения.
Материал:
Модель времени года, модели живой природы, календари: природы, погоды, солнцестояния, мнемотаблицы.
Мотивация:
Письмо из Африки от обезьянки Чи-Чи.
1 часть
Способ организации детей – дети стоят за столами.
Воспитатель: Что это? Как вы думаете, кто его прислал? Давайте прочитаем. «Здравствуйте ребята! Пишет вам обезьянка Чи-Чи из жаркой Африки. Я хотела прилететь к вам в гости, но мне сказали, что у вас «Зима», а что такое зима, я не знаю. Напишите мне, что такое зима. Очень хочется узнать. До свидания». Напишем обезьянке письмо о зиме?
Дети: Да!
Воспитатель: Предлагаю вам вспомнить всё об этом времени года. А помогут нам в этом календари погоды.
1. Работа с календарями погоды (сравнительный анализ)
2. Календарь долготы дня
3. Сезонные календари
Воспитатель: Какие явления погоды мы с вами наблюдали зимой?
Дети: Перечисляют, пользуются моделями: мороз, узоры, иней, метель, снег, крупа.
Воспитатель: Мы вспомнили с вами всё о неживой природе зимой. А теперь давайте с вами вспомним, что же относится к живой природе.
Дети: Растения, птицы, звери, насекомые, человек.
Воспитатель: Как приспосабливаются к зиме растения?
Дети: Деревья и кустарники сбросили листву.
Воспитатель: Почему деревья зимой не замерзают?
Дети: Они находятся в состоянии покоя, перестают пить влагу из земли, толстые стволы, кора.
Воспитатель: Как человек может помочь молодым деревцам и кустарникам?
Дети: Утепляет стволы, присыпает снегом?
Воспитатель: Семена, луковицы, корны травянистых растений зимуют под снегом?
Физминутка
«Снеговик»
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий – это голова,
Шляпа будет из ведра,
Нос – морковка,
А глаза – два веселых огонька.
Вот какой веселый он;
Он смеется до ушей,
Веселит он малышей.
2 часть
Способ организации детей – дети стоят за столами.
Воспитатель: Как приспособились к холоду насекомые?
Дети: Спят в коре деревьев и под опавшими листьями деревьев и кустарников? Воспитатель: Каких птиц мы видели на участке?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Как они приспосабливаются к зиме?
Дети: Появляется более теплое оперение.
Воспитатель: Все ли птицы остаются зимовать?
Дети: Нет, некоторые улетают в теплые края.
Воспитатель: Почему они улетают?
Дети: Потому что нет насекомых, которыми питаются птицы.
Воспитатель: Чем питаются птицы, которые остаются зимовать?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Как человек может помочь птицам?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Ребята, что это? (модель животного)
Дети: Ответы.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поговорим о том, как приспособились к зиме белка, ёж, медведь, лиса, волк, заяц. Как приспособились к зиме белка, лиса, волк, заяц?
Дети: Белка, лиса, волк, заяц линяют, у них вырастает теплая шерсть.
Воспитатель: Кто из этих животных запасает корм?
Дети: Белка и ёж питаются запасами желудей, орехов, грибов. Медведь, накопив жир, спит в своей берлоге.
Воспитатель: А как приспосабливается к зиме лошадь, корова, свинья?
Дети: Никак, о них заботится человек.
Воспитатель: Как заботится?
Дети: Утепляют зимовье, дают корм, питьё.
Воспитатель: Как человек приспосабливается к зимней стуже?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Как человек трудится в природе зимой?
Дети: Зимой люди убирают снег, работают снегоуборочные машины.
Воспитатель: Ребята, во что можно играть зимой?
Дети: Зимой можно кататься на коньках, на лыжах, кататься с горы, постройки из снега.
Физминутка
Релаксация
Дети, лежа на ковре, слушают музыку.
3 часть
Способ организации детей – дети стоят за столами, на столе ватман и цветные карандаши.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Да, мы с вами говорили о том, какой бывает неживая природа, как растительный и животный мир приспосабливается к холодной и голодной зиме. Молодцы! Вы много сегодня рассказали о зиме, о живой и неживой природе. А теперь предлагаю вам нарисовать письмо обезьянке.
Литература
1. Макаров С.И. «Зима в городе». СПБ.:Детство-пресс,1999.
2. Ткаченко Т.А. «Здравствуй, зимушка-зима». СПБ.:Детство-пресс,2000.
3. Новокшова Е.А. и др. «Структура логопедического занятия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» г. Томск 2014
Автор: Сулейманова Юлия Радиковна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 364»
г. Челябинска
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)