rainbow

Методическая разработка внеурочного мероприятия

«Музыка на службе у коррекционной педагогики»

 

Пояснительная записка

В последнее время в детской среде отмечается устойчивая тенденция роста пограничных нервно-психических заболеваний под воздействием интенсивных социально-экономических перемен в обществе, а также вследствие отказа от существовавшей системы ценностей и отсутствия новой. Проблема неблагополучия в состоянии здоровья подрастающего поколения приобретает массовый характер, с ней не могут справиться ни медики, ни родители.  В связи с этим возрастает роль педагога в решении проблем здоровья детей и необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности не только эстетического воспитания, но и коррекционного воздействия.

Влияние музыки на детей в нашей стране первым стал изучать выдающийся русский врач, психоневролог В. М. Бехтерев. Уже тогда, в начале XX века, было понятно, что детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Также В. М. Бехтерев не раз отмечал в своих трудах благотворное влияние музыки на больных неврозами и некоторыми психическими заболеваниями.

Многочисленные музыкальные методики предусматривают как изолированное использование музыки в качестве ведущего лечебного фактора (прослушивание музыкальных произведений определенного содержания, индивидуальное или совместное музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других психотерапевтических приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Благодаря этим качествам музыка была выделена в специальный раздел психотерапии – музыкотерапию. 

Музыка также стала использоваться в педагогике для решения трех основных задач: психофизиологической (сохранение здоровья и повышения работоспособности учащихся); социологической (увеличение привлекательности и заинтересованности во время занятия) и экономической (улучшение и увеличение производительности труда во время урока).

Активная, двигательная природа музыкально - ритмического чувства легла в основу метода, разработанного Э. Жак Далькрозом, суть которого заключалась в развитии ритмического чувства через различные пластические движения.

Включение специальных музыкально - ритмических занятий в курс лечения заикающихся было предложено в 1930 году профессором Гиляровским, который подчеркивал особую ценность ритмики для развития моторики. Под его руководством была создана особая система лечебной ритмики и разработана методика музыкально-ритмических занятий для заикающихся детей и взрослых. Музыкальный ритм, благодаря своему богатству и разнообразию, дает неисчерпаемый практический материал. Разновидностью этой системы является логопедическая ритмика.

Г.А. Волкова разработала логопедическую ритмику не только для заикающихся детей, как все перечисленные выше авторы, но впервые для детей с дислалией, дизартрией, ринолалией, нарушениями голоса, алалией и афазией.

Логопедическая ритмика, как и вообще лечебная ритмика, в основе своей системы имеет понятие ритма как начала организующего и дисциплинирующего, которое укладывает всякое действие в определенную музыкально-ритмическую форму и тем самым регулирует поведение логопата. Упражнения строятся на основе музыкального ритма, который дает возможность богато разнообразить движения и придает занятиям особую, бодрую жизнерадостную окраску.

Практика применения музыки в дефектологии не ограничилась только логопедической ритмикой. Музыку и движение в целях коррекции активно использовали для детей с нарушениями слуха Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт, свою методику в отличие от логопедической ритмики они назвали фонетической ритмикой.

М.П. Вайзман подробно рассмотрел возможности использования музыки для коррекции психомоторных расстройств детей олигофренов.

В последнее время все большее внимание в работе с детьми уделяется психологическим недирективным методам развивающим творчество и рефлексию, в противоположность педагогическим дидактическим методам ритмики и традиционного музыкального воспитания. Это направление обозначают термином "музыкотерапия". Задачи музыкотерапии для детей сформулировала Ю.С. Шевченко. К ним относятся: тренировка наблюдательности, упражнения на устойчивость внимания и его переключаемость, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие мыслительных способностей и фантазии, тренировка языковых и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, развитие общей и тонкой моторики.

Данное внеурочное мероприятие является универсальным по адресату применения и может быть проведено в рамках предметной недели, а также как практический семинар для специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Мероприятие не требует от слушателей специальной подготовки.

Цель: способствовать повышению мотивации студентов к выбору и освоению будущей профессии и развитию их профессиональной компетентности в усвоении инновационных коррекционно-развивающих технологий.

Задачи:

- способствовать формированию знаний у студентов о широком арсенале коррекционно-развивающих технологий;

- способствовать стимулированию познавательного интереса студентов;

- способствовать формированию представлений о разнообразии музыкального потенциала по коррекции психо-физиологических трудностей у лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- содействовать формированию у студентов следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами.

ПК 3.2. Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

ПК 3.6. Проводить занятия.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Формы и методы:

1. Анализ видеосюжетов.

2. Беседа со студентами.

3. Игры, задания и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, способствующие развитию психических процессов и речевой деятельности.

4. Методы: словесный,  наглядный, наглядно-слуховой, практический.

Ожидаемый результат:

- студенты будут информированы о значимости арттерапевтического воздействия как одного из условий профилактики и развития психофизиологических особенностей детей с ОВЗ;

- студенты обучатся приемам проведения логоритмических игр и упражнений, и ознакомятся с широким арсеналом музыкальных средств по развития психофизиологических особенностей детей с ОВЗ;

- студенты смогут самостоятельно применять полученные умения в условиях педагогической практики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Дидактическое обеспечение: слайд-презентация, музыкальные произведения, видеофрагменты, аудиофайлы.

Особенности реализации:

временные рамки: 45 минут;

Особенности художественного оформления: рассказ и исполнение стихотворных произведений сопровождается музыкой, демонстрацией слайдов, видеофрагментов; аудиофайлы.

Необходимое оборудование:

  • кабинет со столами и стульями
  • рояль
  • мультимедийное оборудование.

Структура внеурочного мероприятия:

1. Вступительная часть.

Создание условий для мотивации студентов на познавательную активность и предстоящую работу (чтение стихотворения, беседа, музыкальное сопровождение).

2. Теоретически - демонстрационная часть.

Пояснение основных направлений в коррекционно-развивающем  назначении музыки (томатис, логопедическая ритмика, саундбим).

3. Практическая часть.

Освоение приемов выполнения логоритмических упражнений.

4. Рефлексия участников внеурочного мероприятия.

Подведение итогов.

 

Сценарий

Ведущий 1

Читает произведение Маргариты Алигер

СОНАТА МОЦАРТА

(Фон: исполнение на рояле Сонаты В. Моцарта преподавателем колледжа)

Когда в концертном белом зале

Японец Моцарта играл,

Раскаты сильного рояля,

Как солнце, освещали зал.

Внезапно в зале, озарённом

Игрою звуков и лучей,

Запахло летом и озоном,

Запели птицы и ручей.

И вместе с ними сердцу пелось,

Дышалось, думалось легко

И жить хотелось, жить хотелось,

Шагать хотелось далеко.

Земля щедра, земля богата!

Да будет свет! Да сгинет мрак!

От всей души клялась соната,

Что будет так и только так.

 

Когда в концертном белом зале

Японец Моцарта играл,

Мы все японца понимали,

И нас японец понимал.

Гремел торжественно и свято

Единства нашего язык,

Как эта добрая соната —

Международен и велик.

Ведущий 2

Язык музыки - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. Бертольд Авербах

Сегодня речь пойдет о музыке как об искусстве врачевания, коррекции, развития.

Ведущий 3

Если вы знаете самый универсальный в мире язык - язык музыки, то вы можете понять любого человека. Впрочем, не только человека....

...вы можете не выходя из комнаты, путешествовать по всему миру...

...или бродить по закоулкам людских душ...

В чем еще, по вашему мнению назначение музыки? (беседа со студентами)

Ведущий 4

Итак, где бы мы ни находились, хотим мы этого или нет, нас постоянно сопровождают музыкальные ритмы: в детстве — колыбельные песни, любимая радиоволна в пробке, караоке у соседей. При этом мы не задумываемся об огромном влиянии этих ритмов на наш внутренний мир, на самочувствие и поведение.

Ведущий 1

А между тем, воздействие музыки на организм человека может быть успокаивающим и расслабляющим, подымающим жизненный тонус и раздражающим.

Общеизвестно, что человек на 80% состоит из воды.

Давайте посмотрим, как музыка влияет на воду, а значит и на наш организм, в целом.

(Видео «О влиянии музыки на воду…»)

Ведущий 2

С древности считалось, что внутри здорового организма звучат здоровые ритмы и вибрации, а внутри больного - больные. Для того чтобы нормализовать свое состояние, вернуть гармонию "звучания" всех систем и органов, нам нужна музыка.

Ведущий 3

Есть музыка, которая вообще не могла появиться на Земле... но, тем не менее, она появилась и звучит уже больше 200 лет. "Я не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха; но я точно знаю, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта" - эти слова принадлежат Карлу Барту, который знал, что говорит. Но каким образом Моцарт мог писать ТАКУЮ музыку не знал никто, даже придворный композитор Сальери.

О великой целительной силе музыке Моцарта нам расскажет кандидат биологических наук, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования.

Ведущий 4

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика.

Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Сеанс логопедической ритмики с вами проведет учитель-логопед.

Ведущий 1

Вы входите в невидимый луч…, …который измеряет направление и скорость ваших движений…, …переводит эти движения в симфонию звука …и проигрывает её на музыкальном инструменте.

Ведущий 2

Это система «Саундбим», которая преобразует движения в музыку, представляет собой средство, с помощью которого даже ребенок с серьезными отклонениями (аутизм, интеллектуальные нарушения, ДЦП, нарушения слуха, зрения, речи) может выразить себя и начать общаться через музыку и звук.

Ведущий 3

САУНДБИМ не музыкальный инструмент — это новый способ играть на музыкальном инструменте.

САУНДБИМ посылает поток ультразвуковых импульсов. Сигнал, отраженный от любого предмета, который прерывает этот невидимый луч, возвращается обратно, как эхо. Длина каждого луча варьируется от 25 см до 6 м.

Посмотрите, как работает система САУНДБИМ

(Видео о технологии работы системы Саундбим)

Ведущий 4

Древние были убеждены, что музыка существует среди людей как божественный дух. 

Этот божественный дух всегда рядом с теми, которые не такие как все. И мы, сегодняшние студенты, завтрашние педагоги коррекционно-развивающего образования призваны наряду с другими педагогическими технологиями использовать возможности музыки для того, чтобы помочь «не таким, как все».

 Видео с песней:  «Они не такие, как все».

Информационные источники:

1. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Г.Ф.Кумарина, М.Э.Вайнер, Ю.Н.Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф.Кумариной. - М.: Академия, 2001. - 320 с.

2. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Academia, 2001. - 246 c.

3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.

 

Авторы: Бекназарова Марина Юрьевна,

Болотова Наталия Алексеевна

ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж»