rainbow

Занятие «открытия» нового знания.

Принципы организации совместно-индивидуальной формы

коллективной изобразительной деятельности

 

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия по составлению коллективных композиций.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, построение новых моделей знаний по изучаемой теме и включение их в общую систему знаний, применение полученных знаний в практической деятельности

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки

ПК 1.2. Проводить уроки

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения

ПК 1.4. Анализировать уроки

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего

 

1. Мотивирование к учебной деятельности

Мотивирование обучающихся к учебной деятельности (вступительное слово)

Делим группу на микроколлективы по желанию (по цвету новогоднего колокольчика, выбранного самим участником занятия)

Приёмы работы:

 - педагог в начале занятия  высказывает добрые пожелания обучающимся;

 - предлагает пожелать друг другу удачи и пожать руки;

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

Педагог организует подготовку и мотивацию обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Возникновение проблемной ситуации.

Педагог предлагает детям «побывать в гостях» в дружной семье, понаблюдать за общением всех членов семьи и постараться определить основные идеи, связанные с происходящими событиями.

         Рассказ  «Как в одной семье ёлка «выросла»»

Произошла эта история накануне Нового года. Одна семья купила красивую ель и поставила её на балкон, до того момента пока не придет  время её украшать к Новому году. Этот день наступил. Ель занесли в комнату и украсили игрушками, повесили фонарики. Красота и только! Но утром случилось грустное событие: ёлочка стояла в игрушках и фонариках, но без иголочек. Дети, два мальчика, расплакались. Родители (папа, мама) и бабушка, расстроились. Что же делать? Как к Новому году ёлочку достать? Все задумались.

- А давайте сами сделаем елочку! – предложил старший сын.

- Правильно! Все вместе. – сказали родители.

И все взялись за работу. Осталось только решить: из чего сделать ёлочку?

- А давайте сделаем ёлочку из цветной бумаги, -  предложила мама

Все согласились. Но возник следующий вопрос: как сделать ёлочку?

Бабушка предложила каждому члену семьи сделать «ветку - лапу» ёлки, а затем все «ветки-лапы» соединить на стволе и получится ёлка. Оставалось придумать, как будет выглядеть сама ёлка и как будут сделаны ветки. Решение пришло быстро. Ствол ёлки был сделан из листа ватмана сформированного в конус.

А  вот как сделать «ветки - лапы»? Младший сын очень любил обводить ладошку на листе бумаги. Папа обратил  внимание всей семьи на то, что обведенная ладошка сына чем-то похожа на «ветку - лапу» ёлки. Обвели ладошку малыша на бумаге зеленого цвета. Очень похоже получилось на ветку ели.

Так и было решено. Каждый член семьи обводит свои ладошки на листах зеленого цвета. Нужно было много веток. Поэтому каждому необходимо было свою ладошку обвести и вырезать десять раз. Это процесс долгий. Было принято решение его ускорить. Для этого каждый ребенок сложил пять листов зеленого цвета пополам по ширине, вложил их друг в друга (получилась у каждого книжечка). На верхнем листе своей книжечки мальчики обвели ладошку, затем вырезали (родители оказали поддержку и помощь). Родители и бабушка каждый обвели на своем листе зеленого цвета свою ладонь. Сложили по десять листов зеленого цвета и вырезали. У каждого из них получился набор «веток-лап» из десяти штук. «Ветки-лапы» ёлочки получились все разные по размеру. Очень похоже как у настоящей ёлочки.

Теперь для создания ёлки осталось немного: на ствол – конус прикрепить «ветки-лапы». Чем крепить?  (можно подключать к ответам на вопросы обучающихся). Можно приклеить клеем, скотчем, клеевым пистолетом. Решили приклеить клеем ПВА. Он прочно клеит и безопасен для здоровья.

Следующий вопрос: с чего начинать приклеивание «веток» на «ствол – конус»– сверху или снизу? Мама предложила начать наклеивать вначале нижний ярус веток и так постепенно дойти до верхнего яруса. Нижний ярус был составлен из набора вырезанных ладошек бабушки. Бабушка воспринималась в семье как старейшина рода, его основа. Следующий ярус был составлен из набора вырезанных ладошек папы, затем мамы, старшего сына. Два последних яруса были выложены из набора вырезанных ладошек младшего сына. Каждая «ветка – лапа» верхнего яруса немного перекрывала «ветку-лапу» предыдущего яруса. Так вот елочка – красавица была и сделана всеми вместе. Ёлочка получилась семейная. Она была очень красивой и стала всей семье дорога. Почти семейное древо.

- Как здорово! – радовался младший сын.- Мы все вместе ёлочку вырастили! Новогоднюю!

- Чтобы она стала Новогодней, - сказал папа

- Её надо украсить, - добавила мама.

 И все принялись за работу. Дети мастерили игрушки для ёлки, бабушка им помогала. Папа с мамой делали гирлянды. Какие молодцы, все вместе сделали одну новогоднюю елочку!

Педагог предлагает из предложенной для просмотра истории определить основные идеи, которые были заложены в инсценировке.

Обучающиеся каждого микроколлектива высказывают свои версии ответов.

1. Работа, которую необходимо выполнить всем вместе, т.е. коллективно.

2. Выполнять работу самостоятельно.

3. Необходимо знать алгоритм работы.

4. Каждый участник выполняет определенную часть общей работы.

3. Выявление места и причины учебного затруднения

Исход из основных идей, заложенных в рассказе, постараемся определить:

1. Какова тема нашего занятия?

2. Что мы узнаем? Чему научимся?

3. Что будем делать на занятии?

4. Каков будет результат практической работы?

4. Построение проекта выхода из затруднения

Педагогом предложены в конверте карточки со словами. Обучающимся необходимо выбрать те карточки, которые, по их мнению,  соответствуют  теме сегодняшнего урока.

Обучающиеся из предложенных в конверте карточек выбирают слова, из которых составляют тему урока. (Слова в конверте: методика, алгоритм, проведение, руководство, коллективными, общими, творческой, художественно, деятельностью, работой, совместно, индивидуальной, форма, организации, коллективной, изобразительной деятельности, принципы)

Тема определена – «Принципы организации совместно-индивидуальной формы коллективной изобразительной деятельности»

5. Реализация построенного проекта

Следующая задача «Что мы узнаем? Чему научимся?».

Для ответа на этот вопрос микроколлективам необходимо изучить предложенную информацию в папках.

В папках информация представлена индивидуально для каждого микроколлектива отдельно.

Первая группа:

Совместно-индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.

Каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становиться частью, элементом коллективной композиции.

Основных принципов организации совместно – индивидуальной формы работы четыре:

1. Принцип свободного размещения

2. Принцип мозаики

3. Принцип фриза

4. Принцип организованного изображения

 

Принцип мозаики – представляет собой работы, выполненные индивидуально каждым обучающимся. Все работы, выполненные детьми, объединены одной темой и в коллективной работе выстраиваются в форме панно прямоугольной, квадратной, ромбовидной и др. формы. Каждая работа, также, может существовать самостоятельно, в панно она становится частью целого изображения.

 

Вторая  группа:

Совместно-индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.

Каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становиться частью, элементом коллективной композиции.

Основных принципов организации совместно – индивидуальной формы работы четыре:

1. Принцип свободного размещения

2. Принцип мозаики

3. Принцип фриза

4. Принцип организованного изображения

Принцип свободного размещения - элементы будущего коллективного панно размещаются свободно на фоне (элемент, созданный индивидуально каждым обучающимся, располагается на фоне произвольно, т.е. в том месте, где хочет ребенок).

 

 

 

Третья группа:

Совместно-индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.

Каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становиться частью, элементом коллективной композиции.

Основных принципов организации совместно – индивидуальной формы работы четыре:

1. Принцип свободного размещения

2. Принцип мозаики

3. Принцип фриза

4. Принцип организованного изображения

Принцип фриза представляет собой работы, выполненные индивидуально каждым обучающимся. Все работы, выполненные детьми, объединены одной темой и в коллективной работе выстраиваются в форме полосы, т.е. в одну линию. Каждая работа, также, может существовать самостоятельно, в полосе она становится частью целого изображения. Коллективная работа может быть, как сюжетной, так и выполненной по мотивам орнамента.

 

Четвертая группа:

Совместно-индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.

Каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становиться частью, элементом коллективной композиции.

Основных принципов организации совместно – индивидуальной формы работы четыре:

1. Принцип свободного размещения

2. Принцип мозаики

3. Принцип фриза

4. Принцип организованного изображения

Принцип организованного изображения – предполагает знакомство детей с будущей композицией до их практической деятельности. Каждый обучающийся точно знает, какой элемент для общей композиции он будет выполнять, и где он его будет его располагать в коллективной работе.

 

 

6. Первичное закрепление во внешней речи. (Взаимопроверка, самопроверка, взаимооценка)

Каждая группа составляет эскиз работы. Лидер группы направляет и контролирует процесс  выполнения работы.

Эскизы демонстрируются и описываются участникам микроколлектива. Педагог, оценивает правильность  понимания материала, предложенного для изучения.

7. Самостоятельная работа. (Ситуация успеха, способствующая включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность)

Следующая задача: Как будем выполнять работу на занятии?

Каждая группа выполнит работу в соответствии с изученным принципом совместно-индивидуальной формой организации коллективной изобразительной деятельности

Тема для работ будет одна: «Новый год». Каждому микроколлективу в конверте предлагается набор новогодней атрибутики: снежинки, буквы (с н о в ы м г о д о м), коробки с подарками, елочки, игрушки и т.д).

8. Включение в систему знаний и повторение. (Организация выполнения заданий, в которых требуется применить изучаемые способы действия в систему знаний)

На выставке представлены работы. Задача каждого микроколлектива найти среди представленных образцов, композицию, выполненную в соответствии с изученным  принципом совместно-индивидуальной формой организации коллективной изобразительной деятельности.

Последний вопрос: «Каков будет результат практической работы?»

9. Домашнее задание.

Найти в окружающей действительности композиции в рекламных заставках, на салфетках, пакетах и т.д. составленных по принципам совместно-индивидуальной формы организации коллективной изобразительной деятельности.

Педагог показывает примеры композиций.

10. Рефлексия деятельности

Педагог фиксирует и соотносит цели и учебные задачи, стоявшие на занятии с их выполнением. Оценивает работу обучающихся. Обращает внимание на заполненную таблицу с вопросами, расположенную на доске на листе ватмана.

1. Какова тема нашего занятия?

 

Принципы организации совместно-индивидуальной формы коллективной изобразительной деятельности.

2. Что  мы узнаем?

 

 

Что собой представляют принципы организации совместно-индивидуальной формы коллективной изобразительной деятельности

3. Чему научимся?

 

Составлять композиции в соответствии с принципами совместно-индивидуальной формы организации коллективной изобразительной деятельности.

4. Что будем делать на занятии?

 

Каждый микроколлектив составит композицию в соответствии с одним принципом совместно-индивидуальной формы организации коллективной изобразительной деятельности

5. Каков будет результат практической работы?

 

Четыре коллективных работы созданных по одной теме, но каждая работа в соответствии с изученным принципом совместно-индивидуальной формы организации коллективной изобразительной деятельности

Вопросы: Удалось ли решить поставленную задачу? Получили результаты соответствующие теме? Где можно применить новые знания? Что на занятии у вас хорошо получалось? Над чем ещё надо поработать? Что нового узнали для себя? В какой мере остались довольны собой на занятии? Каждому участнику микроколлектива предоставляется возможность украсить колокольчиком елочку.

Колокольчик красного цвета обозначает – доволен собой, узнал новое, эмоции положительные.

Колокольчик желтого цвета – узнал новое, не всем доволен, эмоции положительные.

Колокольчик синего цвета – узнал новое, не совсем доволен собой.

 

                                                         Автор: Богун Анна Борисовна

ОГАПУ «Белгородский педагогический колледж»