rainbow

Использование инновационных форм работы с семьей при формировании познавательно-исследовательских компетенций у старших дошкольников

 

Одним из важных условий математического развития детей в ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей. В основе этого сотрудничества лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а ДОУ призвано помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Во ФГОС ДО отмечено, что построение образовательной деятельности должно происходить на основе взаимодействия взрослых и детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Должна осуществляться поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Целью детского сада является оказание помощи современной семье в деле воспитания и образования детей по формированию математических представлений.

Задача воспитателя  -  пополнить знания родителей о математическом развитии детей общедоступными научными сведениями и заинтересовать процессом формирования математических представлений.

В практике педагогической деятельности мы используем следующие формы работы.

Направления

Методы и формы

Изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление контактов с семьей.

Диагностика семьи: наблюдение, анкетирование, беседа, тесты.

Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.

Индивидуальная работа с родителями: беседы, домашние задания анкеты, консультации, посещение занятий родителями

Обогащение опыта родителей специализированными знаниями по математическому развитию детей.

Формы и методы коллективной работы: родительский совет, практикум, семинар – практикум, лекции, доклады, дискуссии, беседы, показы, коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, развлечения, круглый стол), родительские собрания, конференции.

Повышение родительской педагогической компетентности по формированию математических представлений у детей.

Разработки методических и педагогических консультаций: советы воспитателей, памятки для родителей.

Домашние задания через: сайты ДОО, блоги групп, родительские уголки (групповые, общие д/с), ширмы, папки – передвижки, стенгазеты, листовки.

Главными воспитателями детей являются их родители, но, к сожалению, многие из них не владеют знаниями по педагогике и психологии. В связи с этим у многих родителей возникают проблемы в воспитании ребенка, которые не способствуют развитию малыша. Задача воспитателя помочь родителям обрести необходимые для воспитания детей знания. Существует достаточное количество традиционных форм работы с родителями. Наряду с ними мы используем новые, на наш взгляд, более эффективные. Это: 

Нетрадиционные формы:

Проекты – привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе. Данная форма работы всегда содержит продукт (результат) совместной деятельности всех участников образовательного процесса. (Например: «Человек в мире предметов», «Наши органы нам помогают», «Мой город, край. Моя Россия», «Маленькие исследователи», «Что из чего сделаны».)

Конференции – обобщение, систематизация и пропаганда психолого–педагогических знаний. (Например «Как научить детей считать»,  «Как научить видеть невидимое»)

Дневник – обеспечение постоянного общения между педагогом и родителями. (Например: «Чему мы научились сегодня», «Что закрепить дома»)

Информационный листок – содержит полезную информацию на каждый день. (Например: «Зачем детям коллекционирование», «Зачем детям путешествовать по карте», «Учимся моделировать из природного материала»)

Газета – рассматривает широкий круг проблем воспитания, знакомит родителей с темами деятельности ДОУ, содержит статьи по организации детского досуга. (Например: «Зимушка-Зима», «Цвета осени»)

 Традиционные формы:

Родительское собрание - форма работы группы людей объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей. Родительское собрание – это наиболее распространенная форма работы с родителями по педагогическому просвещению семьи. Но как сделать, чтобы родители не искали причин не явиться на собрание, а наоборот ждали их с нетерпением и приходили задолго до их начала?

Тематическая консультация – (индивидуальная или групповая) – обсуждение различных аспектов воспитания и обучения детей, получение от родителей необходимой информации о ребенке. (Например: «Мы играем блоками Дьенеша»

Тематические выставки – отражают направления работы ДОУ. (Например: «Природные богатства Урала»)

Тематические папки – рекомендации по вопросам воспитания и обучения детей. (Например: «Что можно коллекционировать дома», «Что такое палочки Кьюзенера. Как их использовать»

Открытые занятия и дни открытых дверей – ознакомление родителей с жизнью детей в ДОУ, с организацией познавательно-исследовательской деятельностью в ДОУ.

Праздники и развлечения – привлечение родителей к активному участию в воспитательно–образовательном процессе.

Анкетирование родителей – выяснение знаний о методах воспитания детей, об удовлетворенности деятельностью ДОУ, об индивидуальных особенностях детей, о познавательно-исследовательских  занятиях в домашних условиях.

Фотовыставки – знакомство родителей с мероприятиями в ДОУ.

Автор: Чернышёва Оксана Юрьевна

Воспитатель первой квалифицированной категории

МАДОУ «ДС № 364 г. Челябинска»