rainbow

Проект года «Шаги к Победе»

 

У времени есть своя память – история. История – это память эпох и поколений. Мир не в силах забыть о тех трагедиях, которые потрясли планету в разные периоды. К трагедиям мы относим много факторов, такие как катастрофы техногенного и природного характера. Но самая страшная во все времена – это война. Очень часто слышишь: «Трудности можно преодолеть, где-то потерпеть, но только чтобы не было войны!». Война не может быть милосердной, война – это жестокость, гибель миллионов людей, это большая пауза в развитии цивилизаций, это потеря великих ценностей, созданных великими людьми.

В каждой стране есть своя история, как говорят: «Историю пишут победители!».

И у нас она своя. Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но отголоски тех событий до сих пор не затихают в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

Мировая тенденция в последнее время отмечает искажение исторических фактов, событий, происходящих в той или иной период событий в истории России. И работа школы, т.е. учебно-воспитательный процесс считаем самым важным – это воспитание «полноценного» патриота своей страны. Патриотизм - это социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Вспомним такие лозунги» «Кто? Если не мы!», «Мы страна – мы едины!».

Полноценность, рассматривается:

  • как целостность и последовательность знаний истории Великой отечественной войны;
  • как единство социальных чувств;
  • как единство моральных и этических качеств.

В этом году наша страна отмечает самый важный праздник для каждого человека  - 70-летие Великой Победы в Великой отечественной войне. И мы очень к этому готовились. 

Проект «Шаги к Победе»

В школе на протяжении учебного года реализуется годовой проект «Шаги к победе».  Мы живём в Подмосковье, исторически богатым событиями Великой отечественной войны.  Знания истории своей Родины, области, городка и семьи, связанные с событиями ВОВ, – главная цель Проекта.

         Задачи проекта:

  • Воспитание патриотизма молодого поколения,
  • Формирование исторических знаний,
  • Сознательное отношение и уважение к наследию,
  • Формирование научно-исследовательской деятельности у учащихся.

Суть проекта в том, что в соответствии с планом реализации, каждый класс получил задание (творческое, исследовательское  и информационное). Всего 9 шагов. В проекте участвовал каждый класс, их у нас 39. Для начальной школы проект был в упрощенной форме, они вместо «папок» делали информационные стенды «Шаги к Победе». Очень активно включились в работу первоклассники. Особая благодарность родителям и классным руководителям.

Каждый класс готовил материал по «шагам», классные руководители и учителя формировали «папки». В начале учебного года на конференции школьного парламента «Шторм» торжественно каждому классу были вручены папки с заданиями.          

         Рассмотрим каждый шаг.

1 шаг - Героические страницы Власихи /памятника, улицы, люди. Главная задача данного этапа – исследования и поиск информации по истории названий улиц родного посёлка Власиха, достопримечательностей, а также людей, тесно связанных с событиями ВОВ. Мы познакомились с такими исторически важными личностями, как Г.К. Жуков, М.И. Калинин (улица, мемориальный комплекс), архитектурные сооружения Власихи в годы ВОВ. Были проведены исследования по поиску архивных документов о Штабе Западного фронта. Были найдены фотографии и записи по тем событиям. Учащиеся посещали тематические выставки в библиотеке «Компас» - «История Власихи в лицах и названиях».

В музее РВСН (хотя история Власихи – как столицы РВСН – началась в 1959 году) ребята познакомились с архивными материалами Великой отечественной войны, их там не много. Очень важно для учащихся проводить экскурсионную работу. Они повышают интерес у ребят к истории, дают старт для дальнейшего раскрытия фактов самостоятельно. Также ребята познакомились с техникой времен ВОВ, которая тоже выставлена в музее. Мы тесно сотрудничаем с командованием РВСН, офицерами, ветеранами. Мы  приглашали офицеров РВСН на  встречу с учащимися 8-11 классов «Героизм времен». Мы активно принимаем участие в акции «Обелиск». Мемориальная доска Золотареву С.П. по улице Маршала Жукова д. 3. 

2 шаг - «Подмосковье в ВОВ», памятники Подмосковья, посвященные ВОВ. С ребятами проведена работа по поиску и исторической актуальности памятников Подмосковья, которые посвящены событиям ВОВ. Ими были подготовлены материалы по памятникам, монументам, обелискам, сооружениям разных городов Московской области. Все материалы были собраны воедино, впоследствии был подготовлен мини интерактивный проект «Память в камне». Который хранится в архиве школы, он доступен всем учащимся и учителям, и впоследствии будет опубликован на сайте школы.

В рамках этого этапа проведён интеллектуальный марафон «Победа остается навсегда» среди учащихся 7-9 классов по знанию истории ВОВ и основных событий, которые приблизили нас к победе. 

3 шаг - «Война гуляет по России, А мы такие молодые...»,  из истории моей семьи (ветераны ВОВ). В рамках данного этапа учителями русского языка и литературы для учащихся 5-11 классов был проведен конкурс сочинений «Война коснулась каждого...». Сочинения были представлены в разной форме: ребята писали биографии своих семей, был подготовлен проект «Династия Прохорова»,  писали воспоминания своих родственников (дедушек, прадедушек, бабушек, прабабушек).

Ивкина Галина, ученица 7А класса рассказала о своей прабабушке, ее рассказ впоследствии напечатали в газете «Вести Власихи».

В рамках проекта «Шаги к Победе» ребята 3 «Д» класса, совместно со своими родителями, писали сочинение на тему «Великая Отечественная война в моей семье». Каждый ученик зачитал свою работу в классе. Ребята внимательно слушали выступления своих одноклассников, с удовольствием рассматривали фотографии и медали, задавали вопросы и с сочувствием обсуждали жизнь людей в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Все материалы доступны для ознакомления на школьном сайте. 

Были проведены встречи с ветеранами (родственниками наших учащихся). Но также был реализован проект в рамках акции «Бессмертный полк» - «Фотография, на которой меня нет». 

4 шаг - «Блокада Ленинграда». Поэты блокадного Ленинграда, композиторы, песни… Учителями русского языка и литературы был проведены круглые столы по обсуждению тематики. На уроках музыки, на классных часах ребята слушали и изучали песни времён Блокады Ленинграда. 

Ребята посетили мероприятие-встречу с участницей блокады Ленинграда. К сожалению, сейчас осталось мало ветеранов, которые могли бы прийти на встречу, но мы стараемся найти и пригласить «героя» к себе в гости. Лекторской группой, подготовленной учителями истории, был проведен недельный лекторский рейд по теме «Ленинград – блокада в  годы ВОВ».

В рамках этого этапа было проведено мероприятие: литературная гостиная «Строка оборванная пулей…», посвященная поэтам, не вернувшимся с войны. Была проведена декада военно-патриотической литературы «Никто не забыт». 

5шаг - «Экскурс по местам боевой славы Подмосковья». Учащиеся класса посещали места, музеи и т.п., связанные с событиями ВОВ. По государственной программе наши ребята посетили большинство музеев, посвященных годам Великой отечественной войны. 

6 шаг - принять участие в конкурсе инсценированной военно-патриотической песни «Фронтовые песни не сдаются, не уходят песни те в запас…». Всеми классами были подготовлены выступления, которые они предоставили на фестивале. Ребята очень постарались. Мы вместе с ними вспомнили песни военных лет, их историю, авторов. 

7 шаг - «Дети и женщины в ВОВ», Пионеры-герои, женщины ВОВ. В рамках этого этапа проведены лектории, беседы о трудностях детей, живших во времена ВОВ. Были затронуты темы «Женщины на войне». С ребятами были проведены уроки истории о тружениках тыла. Были просмотрены исторические документальные фильмы, а также художественные «А зори здесь тихие…». Классами были подготовлены информационные листовки о великих женщинах Великой отечественной войны. Начальные классы работали по знакомству с детьми-героями. Был подготовлен мультимедийный проект «Дети-герои». 

В 5-11 классах были затронуты темы «Дети войны – маленькие взрослые» - о трудностях военной жизни детей, были проведены беседы о пионерии и комсомольской партии, и её роли в воспитании молодого поколения во времена ВОВ. 

8  шаг. Каждый класс получил для исследования город-герой или город воинской славы ВОВ (приложение 1). В соответствии с распределением, каждый класс готовил информационно-историческую газету.

         В рамках этого этапа проведены выставки творческих работ, посвященных великой дате.

         В апреле проведен конкурс боевого листка. 

9-тым шагом является участие классов в праздничной программе «Эхо войны». Очень важно, что также в течение года проходила конкурсная спортивная эстафета, посвященная 70-летию Победы в ВОВ «Равнение на Победу!». В рамках общероссийской программы были проведены мероприятия по готовности к труду и обороне (ГТО). 

         Заключение

70-летие Победы в ВОВ – очень важная дата. И  это должен знать каждый: и ребёнок и взрослый. Очень важно, чтобы память, связанная с событиями исторически важными никогда не исчезала. Сейчас важно напоминать, говорить и рассказывать о том, что было, НО КИКОГДА НЕ ПОВТОРЯЛОСЬ – это касается войн.

Мы проводим беседы, лектории и уроки, связанные не только с историей, но и с культурой, наукой. Много мероприятий связанных с толерантностью и этикой человека, это очень ВАЖНО.  Много примеров для бесед (эталонов) мы, конечно же, берём из истории. В 2014-2015 учебном году проведены ряд мероприятий, посвященных 70-летию Победы в ВОВ. Мы очень активно применяем в воспитательной деятельности проектно-исследовательскую деятельность. Это повышает интерес учащихся к главным событиям в стране. Работая над реализацией проекта, участие принимают 100% учащихся и 99% родителей. Это действительно работает.

МЫ УЧИМСЯ НЕ только на уроках, МЫ УЧИМСЯ В ЖИЗНИ.

 

Приложение 1

 

Проект к 70-летию Победы в ВОВ «ШАГИ к ПОБЕДЕ»

 

Тема

Форма предоставления

Сроки

1 шаг

Героические страницы Власихи /памятники, улицы, люди/

информационная листовка А4

Сентябрь

2 шаг

«Подмосковье в ВОВ», памятники Подмосковья, посвященные ВОВ

информационная листовка А4

Октябрь

3 шаг

«Война гуляет по России, А мы такие молодые...»  из истории моей семьи (ветераны ВОВ)

Сочинение, эссе, биография, из воспоминаний моей (моего)… А4

Ноябрь

4 шаг

«Блокада Ленинграда»,

Поэты блокадного Ленинграда, композиторы, песни…

информационная листовка А4

Декабрь

5 шаг

«Экскурс по местам боевой славы Подмосковья»

Справка о выезде (о проведении экскурсии)

Январь

6 шаг

Конкурс инсценированной военно-патриотической песни «Фронтовые песни не сдаются, не уходят песни те в запас…».

Отчет об участии

Февраль

7 шаг

«Дети и женщины в ВОВ», Пионеры-герои, женщины ВОВ

Информационная листовка А4

Март

8 шаг

Выставка газет «Город-герой и город воинской славы» 

Газеты формата А1, Сдача портфолио

Апрель

 

9 шаг

Участие в праздничном мероприятии «Эхо войны»

 

Май

 

         Результат:

1) Папка класса «Шаги к Победе» формат А4, со страницами (листовки) и отчетами о проведении мероприятий согласно плану.

2) ГАЗЕТА «Город-герой», «Город воинской славы» (название, герб, дата присвоения, основные события, памятники, люди и т.п.)

 

Автор: Чухаркина Галина Павловна

             заместитель директора по ВР

              МОУ «СОШ «Перспектива»» г.о. Власиха