rainbow

Нетрадиционные методы работы ДОУ с семьёй при формировании

дружеских взаимоотношений старших дошкольников

 

В процессе накопления опыта по указанной теме нами использовались следующие традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по направлениям взаимодействия:

         1. Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей.

Формы: социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи; беседы (администрация, педагоги, специалисты); наблюдения за процессом общения членов семьи с ребёнком; проведение мониторинга потребностей семей в  дополнительных услугах.

         2. Информирование родителей.

Формы: рекламные буклеты; журнал для родителей; визитная карточка учреждения; информационные стенды; выставка детских работ; личные беседы; общение по телефону; индивидуальные записки; родительские собрания; родительский клуб; сайт организации; передача информации по электронной почте и телефону; фотогазеты; памятки.

         3. Консультирование родителей.

Формы: консультации по различным вопросам (индивидуальное, семейное, очное, дистанционное консультирование).

         4. Просвещение и обучение родителей.

Формы: семинары-практикумы, мастер-классы: по запросу родителей, по выявленной проблеме (направленность – педагогическая, психологическая, медицинская, семейно-образовательное право); приглашение специалистов; сайт организации и рекомендация других ресурсов сети Интернет; творческие задания; тренинги; семинары; подготовка и организация музейных экспозиций в учреждении.

         5. Совместная деятельность детского сада и семьи.

Формы: попечительский совет; родительский комитет; дни открытых дверей; организация совместных праздников; совместная проектная деятельность; выставки совместного семейного творчества; семейные фотоколлажи, субботники; экскурсии; походы; досуги с активным вовлечением родителей.

Нами накоплен опыт социализации детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность. На наш взгляд данный вид деятельности оптимален для формирования социальных компетенций.

Особую ценность имеют общие переживания радости, совместного удовольствия от подаренного хорошего настроения зрителям и чувство гордости за себя и своих товарищей. Эти переживания и чувства позволяют быть внимательными, заботливыми, чуткими и неравнодушными.

Богатый потенциал театрализованной деятельности предоставил нам успешно использовать её в качестве средства обогащения эмоционального опыта социального взаимодействия детей, поскольку данный вид деятельности позволяет в полной мере педагогический принцип – развивать ребёнка играя.

Театрализованный проект «В поисках настроений» был реализован в три этапа. Цель этого проекта: расширение, обогащение, актуализация опыта и представлений детей об эмоциях, чувствах и способах их вербализации; снижение (преодоление) эмоциональной дистанции в детско-родительских отношениях.

Первый этап мы назвали «Знакомство с настроениями». Задачи этапа:

- расширение возможностей эмоционального общения в семье;

- снижение эмоциональной дистанции в детско-родительских отношениях;

- актуализация детского эмоционального опыта;

- снижение степени стереотипности в определении эмоций и чувств детьми.

В ходе реализации первого этапа нами были проведены: беседы с детьми, игры-этюды с использованием личного опыта дошкольника. Семейные проекты: газета «Настроение моей семьи», коллаж, рассказы, рисунки.

Продукт проектной деятельности: создание «книги настроений».

Второй этап театрализованного проекта мы назвали «Путешествия в Страну эмпатии». Задачи этапа:

- расширение представлений детей об эмпатии как умении сочувствовать, сопереживать, содействовать;

- знакомство с особенностями эмпатийного поведения и обогащение его способами проявления эмпатии у дошкольников;

В ходе реализации второго этапа с детьми проводились игры-этюды, игры-импровизации на основе сюжетов предложенной нами художественной литературы; беседы с детьми; игры-фантазирования. Участие в игровых проблемных ситуациях, экспериментирование. Театрализованные игры-путешествия в Страну эмпатии: радость – г. Сорадости; грусть – г. Согрусти; обида, злость – г. Взаимопонимании; грусть – г. Взаимопомощи; удивление, спокойствие – г. Соучастия.

Продукт проектной деятельности: обогащение опыта эмпатийного поведения за счёт участия в театрализованных играх с эмпатийным содержанием, требующих самостоятельного выбора, при их обсуждении и анализе художественной литературы. Становление субъектной позиции эмпатийного поведения.

Третий этап мы назвали «Настроение в беде, не найти его нигде». Задачи этапа:

- коррекция и изменение нежелательного поведения;

- овладение навыками и представлениями о способах изменения нежелательного эмоционального состояния у себя и у другого человека через активизацию представлений об эмпатийном поведении и развитие самостоятельности его проявлений в театрализованной деятельности и ситуациях взаимодействия.

Содержанием нашей проектной деятельности  стало: создание «Копилки рецептов для хорошего настроения»; драматизация, разыгрывание проблемных ситуаций, представленных в отобранных произведениях, импровизации; беседы-рассуждения; придумывание и участие детей в играх и упражнениях для развития самоконтроля над эмоциями (дыхательная гимнастика, тактильная гимнастика, игры на снятие напряжения, разрядки агрессии).

Продукт нашей проектной деятельности: развитие субъектной позиции ребёнка в эмпатийном поведении, обогащение эмпатийного опыта детей способами оказания помощи с целью изменения нежелательного эмоционального состояния на следующих уровнях:

- мысленном («О чём я могу подумать…»);

- вербальном («Что я могу сказать…»);

- действенном («Что я могу сделать…»).  

В игровой театрализованной деятельности расширены и обогащены представления детей об эмоциях и чувствах, способах их вербализации. Это  достигнуто за счёт обогащения опыта восприятия ребёнком литературных произведений, их переживания и осмысления, с учётом индивидуального опыта ребёнка.

Обогащение опыта эмоциональной  отзывчивости  детей достигнуто за счёт сопереживания, сочувствия, содействия в игровом контексте театрализованной деятельности, который активизируется через создание условий, дающих ребёнку возможность проживать различные настроения вместе с другим человеком, персонажем (радость-сорадость, страх-сочувствие, грусть-согрусть и др.)

Мы активно продолжаем работу по разработке и реализации театрализованных проектов в развитии детей старшего дошкольного возраста.

 

Автор: Гуженко Валентина Павловна

воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 364»

г. Челябинска