Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цели здоровьесберегающих технологий: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.
Виды здоровьесберегающих технологий:
1. Медико-профилактические технологии
• Мониторинг здоровья
• Организация профилактических мероприятий
• Рациональное питание
• Рациональный режим дня
• Здоровьесберегающая среда
• Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН
2. Физкультурно-оздоровительные технологии
• Двигательный режим
• Динамические паузы
• Закаливание
• Гимнастика
• Подвижные и спортивные игры
• Дни здоровья
• Спортивные развлечения, праздники
3. Социально-психологические технологии
• Тренинги
• Релаксация
• Музыкотерапия
• Психогимнастика
• Сказкотерапия
4. Образовательные технологии
• Образовательная деятельность по областям:
«Физическая культура»
«Здоровье»
«Безопасность»
5. Валеологическое просвещение родителей
Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ:
• Дни открытых дверей
• Выступления на родительских собраниях
• Консультации
• Памятки
• Презентации
• Информация для стендов
• Ширмы (папки передвижки)
• Буклеты и т.д.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Точечный самомассаж - в утренние часы проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды.
Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем его у лучших врачей, даем дорогостоящие лекарства. Но недаром существует много разнообразных не медикаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно создать на базе детского сада под руководством воспитателей, руководителя физического воспитания, медицинских работников.
Для детей младшего дошкольного возраста крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особо остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно – закаливающих и лечебных процедур, требующих определенных временных затрат необходимо принять меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна, время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачи здоровьесбережения:
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
В нашем ДОУ ведется работа по оздоровлению детей через:
I. Комплексную диагностику и исследование состояния здоровья детей специалистами:
II. Рациональную организацию двигательной деятельности детей:
III. Систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:
IV. Осуществление лечебно – профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия:
V. Использование практически апробированных приемов оздоровления детей в течение дня:
VI. Консультативно – информационную работу:
Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются специалистами дошкольного учреждения: старшей медицинской сестрой, воспитателями, руководителями физического воспитания, педагогом-психологом, музыкальными руководителями, учителями-логопедами, педагогами дополнительного образования.
Информационные источники:
1. http://dohcolonoc.ru, http://nsportal.ru
2. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
3. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 — 143 с.
Автор: Таборская Любовь Александровна
МБДОУ № 104 г. Томска
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)