rainbow

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цели здоровьесберегающих технологий: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.

Виды здоровьесберегающих технологий:

1. Медико-профилактические технологии

• Мониторинг здоровья
• Организация профилактических мероприятий
• Рациональное питание
• Рациональный режим дня
• Здоровьесберегающая среда
• Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

2. Физкультурно-оздоровительные технологии

• Двигательный режим
• Динамические паузы
• Закаливание
• Гимнастика
• Подвижные и спортивные игры
• Дни здоровья
• Спортивные развлечения, праздники

3. Социально-психологические технологии

• Тренинги
• Релаксация
• Музыкотерапия
• Психогимнастика
• Сказкотерапия

4. Образовательные технологии

• Образовательная деятельность по областям:
«Физическая культура»
«Здоровье»
«Безопасность»

5. Валеологическое просвещение родителей

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ:

• Дни открытых дверей
• Выступления на родительских собраниях
• Консультации
• Памятки
• Презентации
• Информация для стендов
• Ширмы (папки передвижки)
• Буклеты и т.д. 

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. 

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Точечный самомассаж - в утренние часы проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. 

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

  • нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
  • ходьба по массажным (ребристым дорожкам). Выполняется во второй половине дня, дети ходят босиком, проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;
  • гимнастика в кроватках. Может выполнятся в сопровождении спокойной музыки, звуков природы;
  • прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка.

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем его у лучших врачей, даем дорогостоящие лекарства. Но недаром существует много разнообразных не медикаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно создать на базе детского сада под руководством воспитателей, руководителя физического воспитания, медицинских работников.

Для детей младшего дошкольного возраста крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особо остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно – закаливающих и лечебных процедур, требующих определенных временных затрат необходимо принять меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна, время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

 

Задачи здоровьесбережения:

  • сохранить здоровье детей;
  • создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
  • обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

 

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей;

 

В нашем ДОУ ведется работа по оздоровлению детей через:

I. Комплексную диагностику и исследование состояния здоровья детей специалистами:

  • осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
  • осмотр детей специалистами детской поликлиники;
  • диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
  • выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
  • диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.

II. Рациональную организацию двигательной деятельности детей:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
  • бодрящая гимнастика после сна;
  • ежедневный режим прогулок;
  • создание необходимой развивающей среды;
  • строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
  • проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
  • суджок – терапия;
  • музыкальные занятия;
  • логоритмика – использование методики Железновых;
  • хореография;
  • занятия по формированию здорового образа жизни.

III. Систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:

  • босохождение;
  • умывание;
  • ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
  • воздушные ванны в облегченной одежде;
  • гигиенические процедуры: умывание рук, лица, шеи; обливание ног в тёплый период года;
  • гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

IV. Осуществление лечебно – профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия:

  • постоянный контроль осанки;
  • контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
  • подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • сбалансированное питание;
  • вакцинация против гриппа;
  • потребление фитонцидов (чеснока и лука);
  • употребление соков и фруктов;
  • кварцевание и проветривание групп.

V. Использование практически апробированных приемов оздоровления детей в течение дня:

  • пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная и звуковая гимнастика;
  • общеразвивающие упражнения;
  • логоритмические и танцевальные упражнения;
  • физкультурные минутки и динамические паузы;
  • подвижные игры;
  • ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия) – после дневного сна;
  • игровой массаж.

VI. Консультативно – информационную работу:

  • оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
  • ознакомление родителей с результатами диагностики;
  • проводится целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, закаливания, формирования основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
  • оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
  • информирование и консультирование по вопросам здоровьесбережения через сайт ДОУ;
  • активное привлечение родителей в физкультурно – оздоровительную работу ДОУ;
  • организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов, индивидуальное консультирование родителей врачом, педагогом-психологом, логопедом и педагогами дополнительного образования;
  • проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.

Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются специалистами дошкольного учреждения: старшей медицинской сестрой, воспитателями, руководителями физического воспитания, педагогом-психологом, музыкальными руководителями, учителями-логопедами, педагогами дополнительного образования.

 

         Информационные источники:

1. http://dohcolonoc.ru, http://nsportal.ru

2. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

3. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 — 143 с.

 

Автор: Таборская Любовь Александровна

МБДОУ № 104 г. Томска