Методы и приемы формирования связной, выразительной
речи у старших дошкольников
В нашем детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности в процессе речевой деятельности наша важнейшая задача.
Остановимся на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения». Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации - унылыми, однообразными. То же происходит на практике с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость.
В нашем детском саду проводится комплексная работа во всех возрастных группах по формированию выразительной речи. Воспитатели детского сада во всех возрастных группах работают над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляют при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению у младших школьников. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.
Развитие сторон речи – сложный, целенаправленный процесс. Большое значение имеет руководство педагога, поэтому воспитатели детского сада разрабатывают и используют различные формы работы с дошкольниками, комбинируя, сочетая и чередуя методы и приемы педагогической деятельности.
Развитие, воспитание и обучение дошкольников осуществляется совокупностью методов и приемов педагогического воздействия через совместную деятельность. Применение методов и приемов опирается на положение Выготского Л.С. о «зоне ближайшего развития» - периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки.
Каждый метод состоит из совокупности приемов. Они в отличие от методов направлены на решение более узкой задачи. Сочетание приемов и образуют метод обучения. Чем разнообразней приемы, тем содержательней и действенней метод, в который они входят. Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения. Например, приемы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания непосредственно образовательной или совместной деятельности.
На занятиях по речевому развитию в большинстве мы используем словесные методы обучения:
1. Рассказывание - по картинам, (например, «Дочки – матери», «День Победы» и т.д.).
2. Описательные рассказы с использованием моделей, («На прогулке», «Моя игрушка», «Животные»).
3. Рассказы из личного опыта («Как я помогаю дома», «Мои питомцы», «Про воробьев», « Осень наступила» и т.д.).
4. Пересказ литературных произведений (Т.А. Шорыгиной, Н.С. Носова, Л.Н. Толстого и т.д.).
5. Чтение худ. литературы (произведения для чтения рекомендованы программой).
6. Беседы (индивидуальные и фронтальные) (например, беседа – диалог «Давайте говорить друг другу комплементы», «Разговор по телефону»).
7. Сочинение загадок с использованием сравнений, олицетворений и метафор.
Наглядные методы обучения:
1. Наблюдение за живой и неживой природой,
2. Внедрение ИКТ,
3. Демонстрации наглядных материалов,
4. Мнемотаблицы (по сезонам, по сюжетам сказок).
Практические методы обучения:
1. Упражнения (например, «Помощники устной речи», «Путаница», «Здравствуйте», «Связующая нить»).
2. Моделирование (при заучивании стихотворений, составлении рассказов, сочинение пословиц и загадок и т.д.).
Игровой метод обучения:
1. Дидактические игры («Подбери прилагательное», «Чудесный мешочек», «Закончи предложение», «Подумай и измени»).
2. Игры – драматизации (например, по сказкам «Серый волк», «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят»).
3. Театрализованная деятельность (праздники, развлечения, игры в кукольный театр, инсценировки и т.д.).
4. Сюжетно ролевая игра (например, «Салон красоты», «Туристическое агентство», «Супермаркет «Молния»).
5. Применяемая система методов обучения оказала положительное влияние на уровень речевого развития детей. В дальнейшем эти ребята успешно обучаются в начальных классах.
Автор: Меньшова Наталия Станиславовна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад №364»
г. Челябинск
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)