rainbow

Использование ИКТ в преподавании общеобразовательных дисциплин

 

Формы обучения

Функции разных форм обучения

Формы реализации с использованием ИКТ

Практическая работа

 

1. Закрепление теоретического материала, полученного в ходе занятий и самостоятельной работы.

1. Упражнения по образцу, включенные в интерактивные цифровые образовательные ресурсы (плакаты, таблицы, тесты - задания с выбором ответа)

2. Вооружение основными умениями и навыками, необходимыми для владения данной темой по программе.

2. Упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков в виде цифровых ресурсов (тренажеров).

3. Формирование навыков исследовательской самостоятельной работы.

3. Самостоятельное выполнение упражнений, заданий, входящих в цифровой образовательный ресурс.

Семинар

 

1. Углубление знаний по отдельным вопросам теории и практики предмета.

1. Доклады обучающихся и их последующее обсуждение, обмен мнениями по проблемам, вынесенным на семинар (с использованием мультимедийных презентаций, иллюстрирующих и структурирующих учебный материал).

2. Развитие интереса к знаниям и к дисциплине.

2. Выступление специалиста той или иной области (просмотр видеоматериалов), ответы на вопросы и обмен мнениями по вопросам, затронутым в выступлении.

3. Формирование самообразовательных навыков при изучении литературных источников, их конспектирования, анализа и систематизации знаний по теме (или темам).

3. Самостоятельный подбор материала и анализ его, представление результатов работы в виде мультимедийной презентации по теме.

Лекция

 

1. Вооружение студентов информационно - познавательными и методическими знаниями, умениями и навыками.

1. Начинать с четкой формулировки главной проблемы и раскрытия путей ее решения (постановка цели и оформление плана работы над темой представлены в мультимедийной презентации).

2. Вооружение умениями отбирать содержание материала, в соответствии с ее целями, планом с логикой предмета или научного открытия.

2. Раскрытие плана и знакомство с источниками по данной теме лекции (оформление гиперссылок в оформлении слайдов).

3. Формирование потребности расширения своих знаний и превращение их в способы практической деятельности.

3. Четкое структурирование содержания лекции (визуальное выделение опорных понятий, деление материала на блоки в интерактивных цифровых ресурсах).

4. Повышение мотивации к изучению предмета. Знакомство с дополнительной информацией, включенной в цифровой ресурс.

4. Обязательность обобщения по содержанию всей лекции (оформление заключительных слайдов в презентации, формулировка выводов).

5. Включение содержания лекций контрольных заданий миниатюр.

6. Записать тезисы, составить план интерактивной лекции, конспектирование.

Зачёт

1. Выявление уровня усвоения материала.

1. Беседа по материалам изученной темы

2. Систематизация знаний по теме (или темам).

2. Фронтальная беседа по вопросам, включенным в цифровой образовательный ресурс (слайд презентации).

3. Выявление опорных знаний и усвоение ведущих понятий темы.

3. Письменная работа по теории с ответом на вопросы. Дополнение презентации слайдами, предложенными обучающимися.

Консультация

 

1. Выявление и предупреждение индивидуальных затруднений студентов в ходе изучения материала (диагностика затруднений).

1. Индивидуальные и групповые занятия, включенные в цифровой образовательный ресурс.

2. Оказание помощи в преодолении затруднений и углубление в суть изучаемой проблемы.

2. Фронтальная беседа на занятии по изученному материалу с опорой на вопросы ресурса или задания обучающей программы.

Учебная конференция

 

1. Обобщение материала по какому-либо разделу или большой теме.

1. Доклады, выступления по собственным  и совместным исследовательским проектам.

2. Подведение итогов творческой работы коллектива увлечённых единомышленников.

2. Защита рефератов (презентация проектов).

3. Формирование навыков исследовательской работы, самоанализа.

3. Оценка результатов работы с литературными и другими источниками, использования мультимедиа средств (рефлексия).

 

Использование ИКТ в преподавании позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, повышает интерес к изучаемой дисциплине; делает процесс усвоения эффективным.

На учебных занятиях с использованием ИКТ необходимо создавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся, но стараться не перегружать учебный материал использованием ИКТ.

Для развития коммуникативной компетенции необходимо продумывать взаимодействие обучающихся в группе, планировать групповые задания.Благодаря обсуждению и проектированию образовательного процесса его участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают многие полезные умения и свойства: выделять и излагать свою позицию и воспринимать чужую; подчиняться общим правилам и вырабатывать на этой основе способы саморегуляции и адекватной самооценки и др.

Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что ИКТ заняли прочное место в организации учебного процесса. Широкое использование средств телекоммуникаций способствует созданию принципиально новых условий работы и освоению студентами новых способов учебной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. Разнообразные цифровые образовательные ресурсы позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Наглядность и активность ИКТ способствуют формированию у обучающихся навыков рефлексии, а обучающие программы дают возможность наглядно представить результат своих действий.

 

Автор: Соколова Юлия Леонидовна

методист, преподаватель

СПб ГБПОУ «Ленинградский машиностроительный

техникум им. Ж.Я. Котина»