Использование ИКТ в преподавании общеобразовательных дисциплин
Формы обучения |
Функции разных форм обучения |
Формы реализации с использованием ИКТ |
Практическая работа
|
1. Закрепление теоретического материала, полученного в ходе занятий и самостоятельной работы. |
1. Упражнения по образцу, включенные в интерактивные цифровые образовательные ресурсы (плакаты, таблицы, тесты - задания с выбором ответа) |
2. Вооружение основными умениями и навыками, необходимыми для владения данной темой по программе. |
2. Упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков в виде цифровых ресурсов (тренажеров). |
|
3. Формирование навыков исследовательской самостоятельной работы. |
3. Самостоятельное выполнение упражнений, заданий, входящих в цифровой образовательный ресурс. |
|
Семинар
|
1. Углубление знаний по отдельным вопросам теории и практики предмета. |
1. Доклады обучающихся и их последующее обсуждение, обмен мнениями по проблемам, вынесенным на семинар (с использованием мультимедийных презентаций, иллюстрирующих и структурирующих учебный материал). |
2. Развитие интереса к знаниям и к дисциплине. |
2. Выступление специалиста той или иной области (просмотр видеоматериалов), ответы на вопросы и обмен мнениями по вопросам, затронутым в выступлении. |
|
3. Формирование самообразовательных навыков при изучении литературных источников, их конспектирования, анализа и систематизации знаний по теме (или темам). |
3. Самостоятельный подбор материала и анализ его, представление результатов работы в виде мультимедийной презентации по теме. |
|
Лекция
|
1. Вооружение студентов информационно - познавательными и методическими знаниями, умениями и навыками. |
1. Начинать с четкой формулировки главной проблемы и раскрытия путей ее решения (постановка цели и оформление плана работы над темой представлены в мультимедийной презентации). |
2. Вооружение умениями отбирать содержание материала, в соответствии с ее целями, планом с логикой предмета или научного открытия. |
2. Раскрытие плана и знакомство с источниками по данной теме лекции (оформление гиперссылок в оформлении слайдов). |
|
3. Формирование потребности расширения своих знаний и превращение их в способы практической деятельности. |
3. Четкое структурирование содержания лекции (визуальное выделение опорных понятий, деление материала на блоки в интерактивных цифровых ресурсах). |
|
4. Повышение мотивации к изучению предмета. Знакомство с дополнительной информацией, включенной в цифровой ресурс. |
4. Обязательность обобщения по содержанию всей лекции (оформление заключительных слайдов в презентации, формулировка выводов). |
|
5. Включение содержания лекций контрольных заданий миниатюр. |
||
6. Записать тезисы, составить план интерактивной лекции, конспектирование. |
||
Зачёт |
1. Выявление уровня усвоения материала. |
1. Беседа по материалам изученной темы |
2. Систематизация знаний по теме (или темам). |
2. Фронтальная беседа по вопросам, включенным в цифровой образовательный ресурс (слайд презентации). |
|
3. Выявление опорных знаний и усвоение ведущих понятий темы. |
3. Письменная работа по теории с ответом на вопросы. Дополнение презентации слайдами, предложенными обучающимися. |
|
Консультация
|
1. Выявление и предупреждение индивидуальных затруднений студентов в ходе изучения материала (диагностика затруднений). |
1. Индивидуальные и групповые занятия, включенные в цифровой образовательный ресурс. |
2. Оказание помощи в преодолении затруднений и углубление в суть изучаемой проблемы. |
2. Фронтальная беседа на занятии по изученному материалу с опорой на вопросы ресурса или задания обучающей программы. |
|
Учебная конференция
|
1. Обобщение материала по какому-либо разделу или большой теме. |
1. Доклады, выступления по собственным и совместным исследовательским проектам. |
2. Подведение итогов творческой работы коллектива увлечённых единомышленников. |
2. Защита рефератов (презентация проектов). |
|
3. Формирование навыков исследовательской работы, самоанализа. |
3. Оценка результатов работы с литературными и другими источниками, использования мультимедиа средств (рефлексия). |
Использование ИКТ в преподавании позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, повышает интерес к изучаемой дисциплине; делает процесс усвоения эффективным.
На учебных занятиях с использованием ИКТ необходимо создавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся, но стараться не перегружать учебный материал использованием ИКТ.
Для развития коммуникативной компетенции необходимо продумывать взаимодействие обучающихся в группе, планировать групповые задания.Благодаря обсуждению и проектированию образовательного процесса его участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают многие полезные умения и свойства: выделять и излагать свою позицию и воспринимать чужую; подчиняться общим правилам и вырабатывать на этой основе способы саморегуляции и адекватной самооценки и др.
Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что ИКТ заняли прочное место в организации учебного процесса. Широкое использование средств телекоммуникаций способствует созданию принципиально новых условий работы и освоению студентами новых способов учебной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. Разнообразные цифровые образовательные ресурсы позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Наглядность и активность ИКТ способствуют формированию у обучающихся навыков рефлексии, а обучающие программы дают возможность наглядно представить результат своих действий.
Автор: Соколова Юлия Леонидовна
методист, преподаватель
СПб ГБПОУ «Ленинградский машиностроительный
техникум им. Ж.Я. Котина»
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)