rainbow

Конспекты занятий педагога-психолога в младшей группе (3–4 года).

Программа  развития социально-личностной сферы ребенка-дошкольника

«Я могу! Я знаю! Я буду!»

 

Образовательная область, в которой программа может быть использована: «Социализация», интегрирование с областями «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Познание».

Цель данной программы – формирование у детей бережного отношения к своему здоровью, повышение социально-психологической культуры ребенка, повышение социально-психологической компетенции его родителей.

Систематическая работа по данной программе позволяет ребенку легче адаптироваться в группе сверстников, способствует повышению самооценки, снижению тревожности, появлению сплоченности в детском коллективе, знакомит с навыками саморегуляции.

На занятиях, проводимых по программе, дети знакомятся со своим организмом, получают целостное представление о здоровье и способах его сохранения, узнают об эмоциональной жизни человека, учатся управлять своими эмоциями, получают информацию о желаниях других детей и взрослых, учатся сообщать о своих переживаниях.

Проведение занятий на протяжении всего дошкольного периода способствует развитию чувства симпатии по отношению к сверстникам; развитию способности понимать и ценить индивидуальность других детей, развитию чувства эмпатии, умению взаимодействовать между собой в игровой, трудовой, учебной и др. деятельностях.

С помощью данной программы мы хотим ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений со сформировавшимся бережным отношением к своему здоровью.

 

Занятие 1

Тема «Давайте познакомимся»

Цель: способствовать сплочению коллектива, раскрепощению и раскрытию детей.

Задачи:

– познакомить детей с новой формой занятия;

– учить детей называть свое имя;

– учить детей взаимодействовать друг с другом.

Ход занятия. Воспитатель приглашает ребят на ковер и рассказывает о том, что на занятиях они будут сидеть в кругу, чтобы всех было хорошо видно и слышно. На занятие приходит Зайчонок (или другая игрушка) со своим маленьким другом (игрушка поменьше) или приносит небольшой мячик.

Упражнение «Назови свое имя»

Зайчонок называет свое имя и передает игрушку или мячик ребенку и просит его назвать свое имя, так, по кругу, дети называют свои имена. Воспитатель обращает внимание на то, что говорит только тот, у кого игрушка или мячик.

Игра-имитация «Мы обезьянки»

Воспитатель приглашает двоих детей (по желанию) выйти в круг. Одному из них предлагается показать какое-либо движение, а другой ребенок должен повторить, дальше повторяет вся группа. Если дети не выходят в круг, первое движение показывает Зайчонок.

Упражнение «Массаж»

Дети встают на пол по кругу, и воспитатель начинает делать массаж ребенку, стоящему перед ним, и просит детей делать такой же массаж своим соседям (постукивание пальчиками по спине – «дождик», поглаживание ладонями – «подул ветерок» и т. д.).

Итог занятия: воспитатель говорит, что сегодня на занятии дети познакомились друг с другом и научились новым правилам (говорит тот, у кого игрушка, дети сидят по кругу).

 

Занятие 2

Тема «Кто я?»

Цель: формирование знаний о различиях мальчиков и девочек.

Задачи:

– способствовать осознанию ребенком себя;

– воспитывать интерес к собственной личности.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям Зайчонка. Малыши узнают его, радуются. Зайчонок говорит детям о том, что он хочет выяснить знания детей о самих себе. Кто они – мальчики или девочки, сколько им лет?

Диагностическое упражнение «Расскажи о себе»

Дети рассказывают о себе. Результаты данного упражнения дают воспитателю информацию о том, что дети знают о себе.

Итоговое упражнение «Поменяются местами те, кто…»

Проводится в кругу. Каждая фраза начинается со слов «Поменяются местами те, кто…» Далее перечисляются признаки в одежде, прическе, играх, которые традиционно относятся к девочкам или мальчикам.

Мы сегодня с вами учились различать девочек и мальчиков. Спасибо тебе, Зайчонок, за интересное занятие.

 

Занятие 3

Тема «Сладости»

Цель: способствовать формированию ответственности за свое здоровье.

Задачи:

– исследовать уровень информированности детей о нежелательных последствиях употребления сладостей;

– развивать навыки культуры питания.

Ход занятия. Воспитатель приглашает детей в круг на ковер.

Упражнение «Поменяются местами те, кто…» (повторение пройденного на прошлом занятии).

Упражнение «Угадай, кто позвал»

Ребенок выходит в круг, ему завязывают глаза, дети по очереди называют его по имени. Ребенок должен угадать.

Сказка о сладостях

Однажды Зайчонок увидел коробку. Ему очень хотелось посмотреть, что в этой коробке. Зайчонок заглянул в коробку и увидел там… много-много (показывает детям) конфет и печенья. Они все были в красивых, ярких фантиках. Зайчонок начал есть конфеты и печенье и никак не мог остановиться, но вдруг ему стало плохо…

Почему Зайчонку стало плохо? Воспитатель выслушивает ответы детей (объелся, заболели зубы, живот и т. д.).

Зайчонок отправился к лесному доктору, и он ему сказал…

Как вы думаете, что сказал доктор Зайчонку? Выслушивает ответы детей. Правильно.

Доктор сказал Зайчонку, что сладостей много есть нельзя. Зайчонок говорит детям, что он больше никогда не будет есть так много сладостей, да и детям не советует.

Воспитатель предлагает угостить Зайчонка другими продуктами.

Игровое упражнение «Съедобное–несъедобное»

Воспитатель показывает детям разные картинки. Если на картинке изображен съедобный предмет – дети хлопают в ладоши, если несъедобный – не хлопают.

Итог занятия: Зайчонок с воспитателем и детьми подводят итог: сладостей много есть нельзя, надо употреблять разные продукты, но обязательно полезные.

 

Занятие 4

Тема «Нам сегодня весело»

Цель: способствовать формированию умения правильно оценивать настроение по внешним признакам.

Задачи:

– познакомить с мимикой, жестами, голосом при эмоциональном проявлении радости;

– обсудить ситуации, когда человеку весело.

Ход занятия. Обсуждение картинки с лицом радостного человека (как дети догадались о том, что человек радуется, признаки эмоционального состояния).

Дети изображают радостное выражение лица. Приходит Зайчонок.

«Сказка о веселых гномиках». Зайчонок рассказывает, что в лесу живут маленькие человечки-гномики. Они очень добрые и веселые и очень любят играть в разные игры.

Игра «Хлопай–прыгай»

Если гномик поет «ля-ля-ля», дети хлопают в ладоши, а если не поет, то прыгают

(дети выполняют движения).

Игра «Мы ходим гуськом»

Воспитатель показывает, как гномики умеют ходить гуськом (пяточки к носочку). Дети выполняют движение.

Гномики очень любят гулять на полянке, где растут колокольчики. Давайте послушаем, как звенят колокольчики (наклоны головы со словами «динь-динь-динь»). Очень весело стало гномикам. Давай они головками крутить вправо–влево, вправо–влево. Вот какие веселые гномики.

Итоговое упражнение «Когда нам весело». Закрепление и обсуждение ситуаций.

Дети с помощью воспитателя называют ситуации, когда им весело, и у них хорошее настроение.

 

Занятие 5

Тема «Маленькие чистюли»

Цель: формирование у детей навыков личной гигиены.

Задачи:

– способствовать формированию ответственности за свое поведение;

– развивать навыки личной гигиены.

Ход занятия.

Подвижная игра «Веселый хоровод» (повторение пройденного материала)

Воспитатель встает с детьми в круг, читает небольшое стихотворение, сопровождая его движениями и жестами. Дети повторяют движения.

Ножками затопали,

Зашагали по полу,

Топ-топ-топ,

Топа-топа-топ.

Скачут словно зайчики –

Прыг, прыг, скок –

Девочки и мальчики.

Прыг, прыг, скок.

Ходят дети ножками,

Ножками–сапожками.

Топ-топ-топ.

Топа-топа-топ.

Появляется Зайчонок. Он весь грязный (грязные мордочка, лапки). Зайчонок рассказывает о том, что с ним случилось. Он играл со своими друзьями и весь запачкался. Друзья перестали с ним играть. А что делать, он не знает.

Воспитатель предлагает помочь Зайчонку.

Игра «Что для чего нужно»

Воспитатель показывает средства гигиены и спрашивает, что для чего нужно. Например: мыло – чтобы умываться, щетка зубная – чтобы чистить зубы и т. д.

Зайчонок умывается, становится чистым, благодарит детей за помощь.

Упражнение «Чистюли»

Все действия стихотворения дети изображают.

Утром детки все проснулись,

Потянулись, улыбнулись,

Зубки чистить мы пошли

Зубки мы почистили,

Личико умыли, стали чистыми!

Итог занятия: Чистый Зайчонок благодарит детей за помощь и обещает, что больше никогда не будет ходить таким грязным, и ребята должны быть чистыми и опрятными.

 

Занятие 6

Тема «Мне сегодня грустно»

Цель: формирование умения правильно оценивать настроение по внешним признакам.

Задачи:

– познакомить с мимикой, жестами и интонациями голоса при эмоциональном проявлении грусти;

– обсудить ситуации, когда человеку грустно.

Ход занятия. Обсуждение картинки с лицом грустного человека (как дети догадались о том, что человек грустит, признаки эмоционального состояния).

Дети изображают грустное выражение лица. Появляется Зайчонок.

Сказка о грустном настроении

Зайчонок проснулся рано утром. У него было хорошее настроение.

Покажите, какое настроение было у Зайчонка. Дети показывают.

Он собирался пойти погулять со своими друзьями, но вдруг налетел сильный ветер и пошел дождь. Зайчонок расстроился, у него стало грустное настроение.

Покажите, какое настроение стало у Зайчонка.

Зайчонок стал просить у дождика: «Дождик, дождик, хватит капать, а то я не смогу пойти погулять. У меня плохое настроение». А дождик ответил: «Я сейчас полью деревья, цветочки и перестану, и у всех станет хорошее настроение». Вскоре дождик прекратился, и Зайчонок пошел гулять. Вот какое бывает разное настроение.

Этюд на выражение веселого и грустного настроения

Капризуля мальчик Марк,

Не унять его никак.

(Брови опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены)

Улыбнется он на миг –

Засияет солнца лик.

(Брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты).

Итог занятия: воспитатель говорит детям, что настроение может быть разным и, если настроение грустное, то его можно изменить: интересной игрой, чтением веселой книги.

 

Занятие 7

Тема «Горькая таблетка»

Цель: формирование представления о последствиях бесконтрольного употребления лекарств.

Задачи:

– сформировать у детей представление о том, что лекарства могут давать только взрослые;

– способствовать формированию ответственности за свое здоровье.

Ход занятия.

Упражнение «Веселое, грустное имя» (закрепление пройденного материала)

Дети стоят в кругу, воспитатель кидает мячик по очереди детям и просит назвать свое имя грустно или весело.

Появляется Зайчонок.

Сказка о горькой таблетке

Однажды Зайчонок остался один дома. Сначала он играл с игрушками, потом сел порисовать, но ему стало скучно, и он решил посмотреть, что находится в коробочке, которая стоит на полке. Когда он открыл коробочку, то увидел красивые круглые таблетки. Но Зайчонок не знал, что это таблетки, он подумал, что это конфеты. Он выбрал самую большую красную таблетку и положил ее в рот. Но когда он ее раскусил, во рту стало очень горько. Зайчонок не знал, что делать, и стал плакать. Пришла мама, дала Зайчонку сладкого чая и объяснила, что никогда нельзя брать таблетки без спросу.

Упражнение-интервью «Как вести себя с таблетками» (диагностическое)

Зайчонок спрашивает у детей:

– Почему у меня во рту стало горько?

– Почему можно перепутать таблетки с конфетами?

– Кто может разрешить съесть таблетку?

Итоговое упражнение: «Массаж»

Чтобы не болеть и не пить горькие лекарства, мы вместе с Зайчонком сделаем массаж. (Игровой массаж)

 

Занятие 8

Тема «Страшилки»

Цель: выявить наличие или отсутствие страхов у детей.

Задачи:

– учить детей преодолевать страхи;

– развивать смелость.

Ход занятия. Появляется Зайчонок. Он очень испуган.

Сказка о том, чего напугался Зайчонок

Зайчонок остался один дома. Мама задержалась. На улице стало темно и в комнате тоже стало темно. Зайчонок очень испугался. Он сидел в уголочке и плакал, пока не вернулась мама.

Воспитатель жалеет Зайчонка и говорит, что многие дети чего-то боятся: кто темноты, кто Бабы-Яги, кто врача.

Воспитатель просит детей назвать, чего они больше всего боятся.

После этого воспитатель рассказывает детям и Зайчонку, что многих «страшных» вещей не надо бояться: если боишься темноты – надо включить свет; собаки не нападут, если к ним не подходить; Баба-Яга живет только в сказках; пауки – очень маленькие, их просто не надо трогать.

В конце беседы воспитатель читает отрывок (по желанию) из сказки «Муха-Цокотуха» или «Тараканище», где герой побеждает злодея.

Рисунок на тему «Кто-то очень страшный». Воспитатель предлагает нарисовать кого-то очень страшного, а потом порвать этот рисунок.

Итог занятия: воспитатель говорит детям, что многие страхи совсем не страшны, и каждый человек, даже если он мал, может победить свой страх.

Примечание: если после занятия выявлены какие-либо страхи у детей, дальнейшая работа по преодолению страхов при необходимости ведется психологом детского сада.

 

Занятие 9

Тема «Раз – ушко, два – глазик, три – носик»

Цель: обучение детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» – ушей, глаз, носа.

Задачи:

– познакомить детей с органами зрения, слуха, обоняния;

– дать детям представление о роли зрения, слуха, обоняния.

Ход занятия. Появляется Зайчонок. Он приносит с собой картинки, где нарисованы ухо, глаза, нос. Вместе с детьми рассматривают картинки с вопросами:

– Для чего нужны глаза?

– Сколько глаз у человека?

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Воспитатель раскладывает на столе 4–5 разных предметов (овощи, фрукты, игрушки и т. д.). Просит детей закрыть глаза и убирает один предмет. Когда дети открывают глаза, они должны назвать тот предмет, который убрали.

Рассматривают картинку с изображением уха.

– Для чего нужны уши?

– Сколько у нас ушей?

Упражнение «Что ты слышишь?»

Воспитатель включает пленку с записями разных звуков (пение птиц, дождь, водопад). Дети отгадывают.

– А для чего нам нужен нос?

Рассматривают картинку с изображением носа, дети дают ответы. «Нос нам нужен для того, чтобы нюхать цветы, а главное – дышать».

Вот какие у нас «умные помощники».

Игра-имитация «Послушай и угадай»

Воспитатель читает стихотворение, слова сопровождаются движениями.

По тропинке в лес пойдем,

Лужу мимо обойдем,

Перепрыгнем ручеек.

Посмотрели мы налево,

Посмотрели мы направо.

Посмотрели вверх на солнышко.

Посмотрели вниз на травку.

Ах, как красиво!

Итог занятия: воспитатель: сегодня на занятии мы узнали о наших «умных помощниках» и поняли, что нам без них не обойти

 

Автор: Берсенева Екатерина Юрьевна

педагог-психолог МАДОУ № 326

г. Екатеринбурга Свердловской области