rainbow

Картотека наблюдений по весне в средней группе

 

Наблюдение – сложная познавательная деятельность. В средней группе наблюдения не связаны с действиями объектов. Они направлены на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях. Появляются вопросы на установление связей и отношений. Важно формировать умение рассказывать о результатах наблюдения, активизировать речь детей: один вопрос задавать в разных вариантах разным детям, проговаривать хором новые и трудные слова. Результат наблюдения – обобщение полученных знаний. Всех этих принципов мы старались придерживаться при разработке картотеки наблюдений по весне для детей средней группы. Самые интересные, на наш взгляд, мы предлагаем Вашему вниманию.

 

Наблюдение за капелью

Задачи:

Способствовать:

- Уточнению представлений о признаках весны (таяние снега, капель);

- Формированию  умения логически мыслить, устанавливать связи между изменениями в неживой природе;

- Формированию  эмоционально-положительного отношения к природе.

Вопросы:

- Что лежит на крыше веранды? (снег)

- Почему с крыши капает вода? Откуда она взялась?

- Как из снега появилась вода?

- Почему капель так называют?  (Что делает вода?)

Предложить послушать, как звенит капель, собрать капельки в формочку.

 

Наблюдение за сосульками

Задачи:

Способствовать:

- Уточнению представлений о признаках весны (таяние снега, капель);

- Формированию  умения логически мыслить, устанавливать связи между изменениями в неживой природе;

- Воспитанию  эмоционально-положительного отношения к природе.

Вопросы:

- Что свисает с крыши веранды?

- Откуда она взялась?

- Что мы наблюдали здесь недавно? (капель)

- Что такое сосулька? Из чего она?

- На что она похожа? Как выглядит? (посмотреть, потрогать)

- Можно ли брать сосульки в рот? Почему?

 

Наблюдение за птицами

Задачи:

Способствовать:

- Развитию умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости от сезона;

- Проявлению любознательности;

- Воспитанию заботливого отношения к птицам.

Вопросы:

- Какие птицы к нам сегодня прилетели?

- Как они выглядят?

- Что делают?

- Издают ли звуки? Какие? (На что они похожи?)

- Рады ли птицы наступлению весны? Как вы догадались?

Предложить покормить птиц.

 

Наблюдение за состоянием снега в тени и на солнце

Задачи:

Способствовать:

- Формированию представления о типичных весенних явлениях  в неживой природе;

- Умению анализировать и устанавливать некоторые закономерности и взаимосвязи в неживой природе в зависимости от условий;

- Развитию кругозора детей.

Вопросы:

- Какого цвета снег на солнце и в тени? Почему?

- Какой на ощупь снег в разных местах?

- Где снега больше? Куда он делся?

- Где снег тает быстрее?

- Из какого снега можно слепить снежок? Почему?

 

Наблюдение за лужами

Задачи:

Способствовать:

- Формированию представления об изменениях состояния воды в зависимости от температуры воздуха;

- Обучению исследовательским действиям;

- Расширению кругозора.

Вопросы:

- Что вы видите на асфальте?

- Откуда взялись лужи?

- А почему снег и лед тает?

- В какое время года это происходит? Почему? (весенние признаки)

Опустить в лужу щепочку и камень. Что с ними случилось и почему?

 

Наблюдение за первыми проталинами

Задачи:

Способствовать:

- Созданию условий  для наблюдения детьми за сезонными изменениями в неживой природе;  

- Формированию умений сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости.

Вопросы:

- Что вы видите вокруг ствола дерева?

- Что случилось со снегом?

- Как называются места, где снега стало меньше? (проталины)

- В каких еще местах вы наблюдали проталины?

- Почему первые проталины появились возле дерева?

Предложить потрогать ствол дерева.

 

Наблюдение за насекомыми (в начале весны)

Задачи:

Способствовать:

- Формированию представлений о жизни объектов живой природы, в зависимости от сезонных  изменений в природе;

- Способствовать развитию мыслительной деятельности.

Вопросы:

- Видим ли мы сейчас жуков или мух?

- Почему?

- А как вы думаете, где они?

- Что нужно, чтобы они появились?

 

Наблюдение за насекомыми в середине весны (муравей, муха)

Задачи:

Способствовать:

- Формированию представлений об особенностях поведения насекомых в первые весенние месяцы;

- Развитию деятельности наблюдения, установлению причинно-следственных связей между изменениями в жизни насекомых в зависимости от температурного и светового режима;

- Воспитанию чувства сопереживания живому организму, при нарушении его целостности.

Вопросы:

- Каких насекомых вы видите?

- Как они выглядят?

- Что они делают?

- Почему они проснулись?

- Как нужно обращаться с насекомыми?

 

Наблюдение за кошкой

Задачи:

Способствовать:

- Формированию представлений о поведениях и повадках  кошки;

- Воспитанию заботливого отношения к животным, желание оказывать им посильную помощь.

Вопросы:

- Кто это?

- Как она выглядит?

- Что делает кошка?

- Зачем она сюда пришла?

- Можем ли мы ее погладить? Почему?

- Что мы можем сделать ей приятного?

Предложить кошке молоко в блюдце.

 

Наблюдение за одуванчиком

Задачи:

Способствовать

- Формированию представлений о появлении первоцветов;

- Развитию наблюдательности детей путем выявления новых признаков весны: появление первых цветущих растений;

- Умения эстетически воспринимать природу, любоваться ее красотой.

Вопросы:

- Какого цвета полянка? Почему?

- Как называются эти цветы?

- На что они похожи?

- Что есть у цветка?

- Нравятся ли вам эти цветы? Какое создают настроение?

- Можно ли рвать много цветов? Почему?

 

Наблюдение за набухшими почками тополя

Задачи:

Способствовать:

- Формированию представлений детей об изменениях в жизни деревьев в разные сезоны;

- Обогащению словаря (почки, мягкие, липкие);

- Формированию эмоционально-положительного и бережного отношения к объектам живой природы.

Вопросы:

- Что вы видите на ветке?

- Как они выглядят?

- Какие у тополя почки на ощупь? Пахнут ли они?

- Как вы думаете, что прячется  внутри почки?

- Можно ли обрывать почки с ветки? Почему?

 

Наблюдение за первыми листочками

Задачи:

Способствовать:

- Формированию представлений  детей о деревьях как живых организмах (растет и развивается);

- Воспитанию эмоционально-положительного и бережного отношения к объектам живой природы.

Вопросы:

- Что вы видите на ветке дерева?

- Вспомните, из чего они появились?

- Как они выглядят?

- Какие на ощупь? (осторожно потрогать)

- Чем вам нравятся листочки?

- Можно ли срывать листья с дерева? Почему?

 

Наблюдение за цветущими яблонями  на участке

Задачи:

Способствовать

- Закреплению представления о признаках и свойствах растений, как живых организмов (растет, размножается);

- Развитию деятельности наблюдения;

- Воспитанию эмоционально-положительного и бережного отношения к объектам живой природы.

Вопросы:

- Что растет у нас на участке?

- Что появилось рядом с листочками?

- Как выглядят цветы?

- Пахнет ли яблоня? Нравиться ли вам запах?

- Можно ли рвать на яблоне цветы? Почему?

 

Наблюдение за одуванчиком после цветения

Задачи:

Способствовать:

- Формированию представлений о признаках живых организмов у отдельных представителей растений (растет, размножается);

- Развитию мыслительной деятельности;

- Воспитанию умения эстетически воспринимать природу, любоваться ее красотой.

Вопросы:

- Кто узнал этот цветок?

- Как он изменился?

- Из чего теперь состоит цветок?

- Что будет если на него подуть?

- Кто знает, для чего одуванчику парашютики?

После наблюдения предложить детям подуть на одуванчик и прочитать стихотворение «Одуванчик».

 

Наблюдение за первой травой

Задачи:

Способствовать:

- Формированию представлений о признаках живых организмов у травянистых растений (растет);

- Умения эстетически воспринимать природу, любоваться ее красотой.

Вопросы:

- Что появилось на земле?

- Как она выглядит?

- Какая на ощупь первая трава? Почему?

- Чем нравится вам первая травка?

- Кто может в ней спрятаться?

- Можно ли ее топтать? Почему?

 

Наблюдение за дождевыми червями на огороде

Задачи:

Способствовать:

- Формированию конкретных представлений о признаках живых организмов у отдельных представителей (движение, питание);

- Воспитанию доброжелательности  и осторожности в поведении в природе.

Вопросы:

- Кого вы видите в земле?

- Как выглядит? На что похож?

- Что делает?

- Где живет? Почему?

- Чем питается?

- Нужно ли оберегать червей?

 

Используемая литература:

1. «Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др.;

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию: Методическое пособие для педагогов ДОУ.

 

Автор: Сибгатуллина Алла Владимировна

воспитатель

МАДОУ «ЦРР Детский сад № 364»

г. Челябинска Челябинской области