rainbow

Использование игровых и информационных технологий

в обучении математике

 

Предмет математики настолько серьезен,

что нужно не упускать случая делать

его немного занимательным.

Б. Паскаль

 

«Математика всегда … остается для учеников трудной работой». Так утверждал полтора века назад Д. И. Писарев. Перед преподавателем встает вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения, в частности математике.

Не секрет, что многие обучающиеся боятся трудностей, а иногда и не стараются приложить определённых усилий для приобретения знаний. Как поддержать у них интерес к изучаемому предмету? В связи с этим создаются определенные педагогические технологии и применяются оригинальные методические приемы.  В своей практике я чаще всего использую  современные образовательные технологии: это игровые и информационные.

В основу игровых педагогических технологий положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Разработка игровых технологий требует творческой активности педагога и обучающегося. Зная психологические и личностные особенности своих обучающихся,  педагог вносит свои коррективы в ход технологических процессов. Так, в начале урока обучающиеся в игровой форме «отгадывают» тему урока, для закрепления пройденного материала  решают кодированные упражнения. На уроках, даже самые пассивные обучающиеся включаются в игру, прилагая все усилия. Игра повышает интерес обучающихся к математике, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет им  получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, развивает мышление, а так же с помощью игры можно снять психологическое утомление.

Для повышения заинтересованности обучающихся мною разработаны викторины, головоломки, математические ребусы и тесты. Графические диктанты и кроссворды использую как средство проверки эрудиции обучающихся, а также для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания  подбираю с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. На обобщающих и заключительных уроках, когда необходимо вспомнить основные математические понятия и определения, использую тематические кроссворды. Можно отметить, что положительный  результат  имеет  также проведение  на  занятиях пятиминуток  для  решения  различных  логических  задач  на  сообразительность. Это желательно делать в то время, когда становится очевидно, что студенты  устали,  и  требуется  небольшой  перерыв  в  работе.

Часто провожу уроки  по математике в форме викторины, где  использую различные методы обучения (диалогический, частично-поисковый, эвристический), что позволяет проверить у обучающихся знания математических терминов и величин и способствует развитию познавательной и творческой деятельности, логическому мышлению обучающихся и памяти. Такие уроки полезны не только для преподавателей математики, но и для классных руководителей и организаторов внеклассной работы. Математические викторины можно проводить как среди обучающихся разных групп, так и в одной группе, деля ее на команды.

Есть и отрицательные стороны в применении игровых технологий на уроках, а именно: сложность в организации и проблемы с дисциплиной; подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение; не каждую тему можно использовать для игры.

Усиливаю эффективность игр с помощью информационных технологий. Автор книги  «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»   Полат Е. С.  даёт определение: информационные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью обучающихся.

Использование на уроках математики информационных технологий необходимо, так как они повышают информативность урока, качество представляемого материала, придают уроку выразительность, тем самым ставя эффективность обучения на более высокий уровень.

Компьютер используется на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении знаний, а также  повторении пройденных ранее тем.

Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы зрительный, механический, слуховой и эмоциональный каналы восприятия обучающихся. Одной из основных проблем при изучении курса геометрии является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку на различных этапах урока. Например, при изучении темы «Теорема о трех перпендикулярах» повторяю с обучающими понятие перпендикуляра к прямой и к плоскости, элементы углов, виды треугольников. Проведение уроков с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в обучении. При этом у преподавателя появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока.

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты - презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа - презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого обучающегося), тогда как преподаватель, не тратя время на повторение, успевает больше рассказать. Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекции на настенный экран). Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия обучающимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки обучающихся.

Такие пособия как информационно - обучающее удобно использовать в тех случаях, когда студент по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае обучающиеся могут после всех уроков доработать материал. И, наоборот, обучающиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Для контроля знаний компьютерное тестирование повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность студентов. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые обучающийся записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию преподавателя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

При использовании на уроках мультимедийных презентаций студенты стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у обучающихся пропадает страх перед компьютером. Студенты  учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Можно выделить следующие особенности данной технологии:
качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.
В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место обучающихся достаточно хорошо освещено. Повышение уровня использования наглядности на уроке. Повышение производительности урока. Установление меж предметных связей с другими предметами.

Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний обучающихся. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.

Использование современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике улучшается, обучающие активны в конкурсах, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету. В течение учебного года мои обучающиеся успешно участвуют в математических конкурсах: «КВН», «Счастливый случай», «Своя игра» и т.д.

 

Библиографический список:

1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -  М: Омега-Л, 2004. - 215 с.

2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

3. Тюктеева, Г. Психолого-педагогическая игра «Все во всем» [Текст] / Г. Тюктеева // Воспитание школьников. - 2003. - №4. - С. 45-47.

4. Тюнников, Ю.С. Игровое обучение как дидактическая система будущего / Ю.С. Тюнников, С.М. Тюнникова // Гуманизация образования. – 2008. – № 3. – С. 36–50.

 

Автор: Чайка Татьяна Владимировна

преподаватель математики

ГПОУ «Тульский сельскохозяйственный

колледж имени И.С. Ефанова»