rainbow

Развитие креативного мышления на уроках истории

 

«…будьте милостивы к воображению. Не избегайте его. Не преследуйте, не одергивайте и, прежде всего не стесняйтесь его, как бедного родственника. Это тот нищий, что прячет несметные сокровища Голконды.»

Паустовский К.

 

В нашем обществе развитие креативного мышления дарит человеку поистине широкие возможности. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. На сегодняшний день очень важно воспитать творческих личностей, способных в любых жизненных ситуациях найти неординарное решение задач.  Большую роль, на мой взгляд, должна играть школа. Ведь именно школа - это кладезь творческих и креативных личностей в лице учителей, которые помогут подрастающему поколению мыслить шире.

Развитие учащегося, как личности, как субъекта деятельности является значимой проблемой образования на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в учебном, а затем и в трудовом коллективе, проявляя самостоятельность и инициативу в работе.

Развитие креативного мышления имеет много преимуществ.

Во-первых, помогает осознанному получению знаний и стремлению к их самостоятельному поиску, умению применять их в своей практической деятельности.

Во-вторых, креативное мышление необходимо для решения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных задач.

В-третьих, при помощи креативного мышления и умения нестандартно мыслить, современный специалист является конкурентноспособной личностью, поэтому креативное мышление нужно развивать у каждого школьника, который в скором будущем станет  профессионалом в какой-либо сфере.

В выражении «креативное мышление» ключевым моментом является слово «мышление», так как мышления вне индивида, вне человека не бывает, поэтому каждый ученик должен пройти школу мышления и познания для приобретения основных познавательных структур и интеллектуальных умений. Для усвоения недостаточно только их объяснить и проиллюстрировать, необходимо так же включить учащихся в непосредственную мыслительную деятельность. Однако мышление не должно быть только обыденным, важно приучать учеников к нестандартному мышлению, т.е. креативному, выходящему за рамки привычного.

К сожалению, в современной школе, развитию креативного мышления детей уделяется пока ещё крайне мало времени.  Однако делаются некоторые шаги в этом направлении.  Элементы творческого урока не только желательны, но и обязательны. В своей педагогической практике я часто использую метод креативного мышления. Это помогает делать урок более насыщенным и нестандартным, интересным.

Как учитель истории, этот метод я внедряю на своих уроках. Необходимость развития творческого и креативного мышления школьников по истории обусловлена социальным заказом общества и отражена в Федеральном государственном  стандарте  основного  общего  образования,  утвержденном приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, указах, постановлениях, распоряжениях и иных нормативно-правовых актах по школьному образованию. Таким образом, перед педагогами стоит  очень нелёгкая задача.

Говоря об исторической науке, она является одним из наиболее важных предметов учебного плана общеобразовательных учреждений, так как на ней большая роль в нравственно-патриотическом, идеологическом воспитании. Поэтому, учителю очень важно сделать урок интересным, содержательным, необычным.

На уроках можно применять различные новые технологии обучения, которые позволяют ученикам к нестандартному разрешению многих задач. Среди них популярна ТРИЗ–педагогика (теория решения изобретательских задач, коллективный способ обучения, эвристическое обучение). Огромный вклад в основу данных технологий обучения положили работы российских педагогов по развивающему обучению, таких как А.А. Нестеренко, А.А. Гина, Ю. С. Мурашковского,  которые позволили создать принципиально новые, самые полные и прогрессивные материалы по преподаванию истории, помогли сконструировать модели интересных и занимательных уроков, учебный материал которых легко усваивается учащимися и остается надолго в их памяти.

Одним из главных составляющих ТРИЗ является информационный фонд, который представляет собой концентрированный опыт решения проблем с целью выхода сразу на определенные решения поставленных задач. В ТРИЗ-педагогике рассматриваются различные подходы к каждому этапу урока. Становится понятно, что ТРИЗ – это не только возможность изобрести или решить задачу на уроке (что для такого предмета как история может привести к затруднению). Всем известно, что учебный материал принимается легче в игровой форме. ТРИЗ-педагогика позволяет любое задание превратить в игру. Применение на уроках истории коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения поможет учителю научить детей самостоятельности. Креативный урок включает в себя несколько блоков и представляет тем самым некую информационную карту.

         Пример креативного урока истории, который я применяю на своих уроках.

         Креативный урок включает в себя следующие этапы:

1 этап - Мотивация

2 этап - Содержательная часть

3 этап - Психологическая разгрузка

4 этап - Головоломка

5 этап - Интеллектуальная разгрузка

6 этап - Содержательная часть

7 этап - Компьютерная игра

8 этап - Резюме

Все представленные этапы с лёгкостью воспринимаются учениками. Очень важно, что каждый учащийся включается в работу, независимо от степени успеваемости.

Таким образом, применение на уроках истории коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, поможет учителю научить детей самостоятельности. А ведь, как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Уроки истории в системе развивающего обучения дают, на мой взгляд, как никакие другие, наглядное представление об эффективности своих педагогических усилий.

 

Список использованной литературы

1. Буланова – Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии.- М., 1997.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе.- М., Владос, 2000.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России.- М., Русское слово, 1997.

4. Гин А.А. Педагогические технологии.- М., 2001.

5. Гин А.А. Требования к условию открытой задачи.- М., Педагогика, №12, 1998.

6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.- М., Просвещение, 1991.

7. Нестеренко А.А. Игры по развитию творческого воображения.- М., Педагогика, №7,2000.

8. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.- М., ТЦ Сфера, 2005.

9. Фаер С.А. Сделай себе «извилину».- М., Педагогика,№9, 2000

10. Хуторской А.В. Методы эвристического обучения.- М., Педагогика, №5, 2001.

11. Шрагина Л.И. Психологические аспекты использования ТРИЗ в учебном процессе.- М., Педагогика, №6, 1996.

 

Автор: Гайнуллина Ольга Викторовна

учитель истории

«МБОО Лицей № 2 города Буинска РТ»